Профессиональный стандарт педагога
Новый профессиональный сардар педагога стал применятся с января 2017 года. Этот стандарт применяется во всех учебных заведениях РФ. Новый стандарт был веден в связи с тем, что современный мир изменяется так же, как и люди в нем, в частности дети. С появлением профессионального стандарта педагога изменились и правила подготовки преподавателей.
Профессиональные стандарт делает педагога более свободным, но в то же время делает его более ответственным за результат его деятельности.
Педагогический стандарт необходим для того, чтобы воплотить в жизнь новые стандарты современного образования. Благодаря стандарту российского образование способно будет выйти на международный уровень. Стандарт дает возможность определить какой квалификацией обладает педагог.
В новом педагогическом стандарте отражены новые компетенции, которыми должен обладать педагог, например, педагог должен уметь взаимодействовать с одаренными детьми, осуществлять программу образования для детей с особыми потребностями, обучать детей с особенностями развития.
Основные требования, которые предъявляются к педагогу, расходятся в трех направлениях:
- требования к образованию
- требования к описательной работе
- требования к личностным качествам и компетенциям
Требования к образованию педагога
Говоря об образовании педагог в первую очередь должен иметь высшее образование. Те преподаватели, которые на сегодняшний день имеют среднее специальное образование должны получить высшее образование. При этом если они выполняют на данный момент работу в дошкольных учреждениях или работают в начальной школе, получить высшее образование они должны, не прерывая свою рабочую деятельность.
Учитель, который соответствует современному педагогическому стандарту, проявляет отличные знания своей дисциплины и программы обучения.
Современный педагог обладает хорошими навыками самоанализа урока. Он умеет планировать свои занятия, проводить их, оценивать их эффективность.
Помимо того, что учитель должен знать, как правильно провести занятие в рамках школьного урока, он еще долен знать каким образом проводить обучение, которое выходит за рамки традиционного школьного урока, а именно учитель должен знать, как провести лабораторный эксперимент или полевую практику.
Современный учитель – это учитель который обладает знаниями относительно того как применять специализированные подходы в обучении, которые позволяют взаимодействовать на занятии всем ученикам, а именно ученикам, которые имеют специальные потребности в образовании, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.
К образовательным требованиям педагога так же относится его умение адекватно оценивать насколько успешно учащиеся усваиваю знания, могут ли успешно применять и на практике. Для этого педагог должен знать различные формы и методы педагогического контроля.
В современном мире большую роль играют компьютеры и различного рода оргтехника, поэтому, в компетенцию педагога также входит владение информационно коммуникативными технологиями.
Требования к воспитательной работе педагога
Требования в воспитательной работе - это отдельный блок требований к педагогу в соответствии с педагогическим стандартом. В обязанность современного педагога входит имение применять различные формы и методы воспитательной работы на традиционном уроке и во внеклассной деятельности. Воспитательная работа особым образом проявляет себя во время внеклассной работы, поэтому современный педагог должен знать, как организовать экскурсию, поход и так далее.
В процессе воспитательной работу педагог может столкнуться с проблемами дисциплины, поэтому современный учитель должен знать, как регулировать поведение своих учеников, поддерживать дисциплину. Педагог должен донести до уников какие правила поведения должны быть в классе, как на уроке, так и на перемене, ознакомить детей с школьным уставом.
В процессе работы перед педагогом стоит задача мотивировать учеников на учебно-познавательную деятельность, привлекать всех учащихся к процессу обучения и воспитания, при этом педагог должен учитывать особенности своих учеников:
- интеллектуальные особенности
- психические особенности
- особенности характера
- творческие способности
- происхождение
Воспитательная деятельность педагога должна воплощаться в различных видах деятельности:
- в учебной деятельности
- в игровой деятельности
- в трудовой деятельности и так далее
Особым качеством педагога считается его способность позитивно взаимодействовать со своими учениками, находить к ним подход. Педагог должен уметь общаться с детьми, понимать их и относиться к ним уважительно.
Помимо того, что современный учитель должен найти подход к детям, он должен так же знать, как правильно взаимодействовать с родителями. Педагог поддерживает разумные воспитательный подход, который идет из семьи, при необходимости взаимодействуя с рыхлителями решает вопросы воспитательного характера учеников.
Педагог так же должен знать каким образом он может продуктивно взаимодействовать с другими педагогами, как они могут совместно решать образовательные и воспитательные задачи.
Педагог при участии своих учеников должен поддерживать позитивную атмосферу в классе, поддерживать школьные традиции, вносить вклад в жизнь школы.
Требование к развивающей деятельности педагога
Педагогическая деятельность требует от работника обладания определёнными личностными качествами. Современный педагог должен быть готов работать с любыми детьми. На его отношение к ребенку не должны влиять особенности поведения ребёнка, его психические или физические особенности, происхождение. Педагог долен быть всегда готов помочь любому своему ученику.
В ходе работы у педагога должен сформироваться навык, благодаря которому он сможет выявлять проблему в обучении и поведении ребенка.
Педагог должен уметь взаимодействовать с другими детскими специалистами, такими как психологи, дефектологи, логопеды. Совместно с ними разрабатывать индивидуальную программу для ребёнка.
Педагог должен знать методики, которое помогут проводить коррекционно-развивающую работу с детьми. При этом педагог должен отследить динамику развития и внести при необходимости изменения в программу.
В ходе выполнения развивающих целей образования педагог должен уметь применять в своей работе такие психологические приемы как:
- культурно-исторический
- деятельный
- развивающий
В современной школе особое внимание уделяется профилактике различных форм насилия в учебном учреждении, педагог должен знать, как создать безопасную и комфортную среду в коллективе.
Педагог должен обладать способностью определять характер и особенности каждого ученика, уметь составлять психологический портрет ребенка.
В развивающую задачу педагога также входит научить детей нормам социального поведения, рассказать о том, как вести себя на просторах виртуального мира, в социальных сетях, обучить детей основным международным поведенческим компетенциям, сформировать в учениках толерантность.
Как мы видим, современный мир предъявляет к педагогу все больше и больше требований. Задача современного педагога состоит не только в том, чтобы в совершенстве знать свой предмет и преподносить знания детям, – в современной действительности задачи педагога намного шире и серьезнее. Поэтому педагог должен продолжать свое профессиональное развитие и после окончанию вуза, в этом учителям помогают различные курсы повышения квалификации, педагогические семинары, педагогические встречи.