Домашнее воспитание и его положительный эффект
Домашнее воспитание – это реализация процесса воспитания и обучения ребенка исключительно в условиях семьи.
Домашнее воспитание предполагает семейное воздействие на развитие подрастающего поколения. Дети осваивают семейный быт, знакомятся с укладом, традициями и обычаями, изучают основы жизнедеятельности семьи и ее связи с окружающим миром.
Такое воспитание исключает педагогическое воздействие на личность, применение специальных методов и форм воспитания, ориентированных на раскрытие личностного потенциала, формирование определенных качеств и развитие сторон личности. Оно осуществляется естественным путем и связано с воздействием на личность семьи, домашней атмосферы, традиций и семейного уклада.
Домашнее воспитание является довольно распространенным явлением в современном обществе. Оно применяется многими семьями и характеризуется следующими положительными чертами:
- Комфортная обстановка для развития личности ребенка. Дома ребенку уютно и хорошо. Он чувствует себя нужным и любимым, находится под защитой родителей. Это обеспечивает его психологический комфорт.
- Отсутствие стресса. В ДОУ дети сталкиваются с большим количеством стрессовых ситуаций. Это и адаптация к новым условиям, отсутствие мамы и ее заботы, коллектив сверстников с идентичными потребностями и желаниями, необходимость делиться с ними игрушками и т.д. Дома этого стресса ребенок не испытывает и, потому, разнообразные нервные расстройства его не затрагивают.
- Индивидуальный подход к ребенку. В домашних условиях удается реализовать 100% индивидуальный воспитательный подход. Учесть интересы всех детей в условиях ДОУ оказывается проблематичным. Даже высокое мастерство и квалификация педагога не дают возможностей подстроиться под всех сразу. Зато дома это удается воплотить в полной мере.
- Постоянное наблюдение и контроль за развитием ребенка. Родители лишены возможности контролировать процесс воспитания своего чада при его нахождении в ДОУ. Семейное воспитание гарантирует безопасность ребенка, обеспечивает полноценный уход за ним, исключает психические травмы, аморальное поведение в отношении ребенка.
- Семейное воспитание подходит каждому ребенку. Если ДОУ не может учесть интересы и потребности, особенности психического развития каждого воспитанника, то в семье это можно спокойно реализовать.
- Лояльность воспитательного процесса. Домашнее воспитание подстраивается под характер, психические процессы, особенности иммунитета ребенка.
Домашнее воспитание основывается на родительской любви к детям и стремлении оградить их от всяческих негативных факторов окружающего мира. Такое воспитание, по сути, отражает возврат к истокам народных традиций и культуры. Ранее, оно играло важное значение в развитии подрастающего поколения и определяло успешность становления личности и ее гармоничное развитие.
При всем объеме положительного воздействия домашнего воспитания на развитие отдельной личности оно не лишено недостатков и, может отрицательно влиять на развитие ребенка, его социальное становление и подготовку к школе.
Отрицательные стороны домашнего воспитания
В современных реалиях социального развития домашнее воспитание не является основным направлением развития подрастающего поколения. Это обусловлено наличием дошкольных образовательных учреждений, организующих учебно-воспитательную работу с детьми разных возрастных групп. Их появление и закрепление в современной системе образования связано со следующими отрицательными аспектами домашнего воспитания:
- Недостаточное социальное развитие ребенка. Домашнее воспитание лишает детей коллективной среды, в которой они учатся основам социального взаимодействия. Дети познают приемы установления контактов, развивают навыки группового взаимодействия, учатся общаться с коллективом сверстников, соблюдать установленные в нем правила поведения и социального взаимодействия, учитывать чужие интересы и мнения, организовывать совместную деятельность, выбирать друзей и выполнять разнообразные социальные роли.
- Отсутствие квалифицированной подготовки к школе. Родители редко обладают достаточной педагогической компетентностью, дающей возможность полноценно подготовить ребенка к школьному обучению. Это может привести к сложностям адаптации в школе и проблемам с обучением.
- Отсутствие дисциплинарных навыков. В домашних условиях, достаточно сложно, развить у ребенка усидчивость и дисциплинированность. Они формируются в коллективе сверстников.
- Неразнообразная игровая деятельность. Дома невозможно организовать разные варианты игр для ребенка. Особенно сложно создать условия для реализации подвижных и сюжетно-ролевых игр. Домашнее воспитание, в основном, базируется на использовании дидактических игр.
- Нехватка времени. Домашние дела занимают много времени и исключают возможность его расходования на учебно-воспитательную работу с ребенком.
- Недостаточность общения. Дошкольнику требуется общение со сверстниками, которого он лишен в домашних условиях. Это вызывает скуку и нежелание выполнять какие-то задания, обучаться чему-либо.
- Опасность развития избалованности ребенка. Лишенный социальной среды, дисциплины и рамок поведения, ребенок может вырасти избалованным, эгоистом. Также, родители, использующие домашнее воспитание, как правило, применяют гиперопеку по отношению к своему чаду. А это негативно сказывается на формирование личности ребенка.
- Отсутствие мотивации к познанию. Воспитываясь дома, ребенок знает, что его любят и ценят несмотря ни на что. С одной стороны, это положительно сказывается на его эмоциональном состоянии, но с другой, не создает стимулов для собственного развития. Ребенок не стремиться осваивать нормы поведения и соблюдать их, поскольку родители итак его ценят, у него не имеется соревновательного духа и стремления чего-то достичь, чтобы получить одобрение окружающих.