Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные программы воспитания и обучения детей раннего возраста

Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста

Определение 1

Ранний возраст – это возрастной период от одного года до трех лет, характеризующийся интенсивным ростом и развитием органов и систем ребенка, а особенно функций его головного мозга.

В настоящее время на первый план выходит потребность в воспитании активной и творческой личности. В связи с чем, организуемый педагогами и родителями воспитательно-образовательный процесс, опирается на индивидуальные возможности и потребности ребенка, учет темпа его развития и врожденных способностей.

Если до реформы системы образования все дошкольные учреждения работали по одной типовой программе, то современные требования вынуждают разрабатывать и внедрять программы нового поколения, ориентирующиеся на современные требования воспитания и обучения детей раннего возраста. Многообразие образовательных программ удовлетворяет принцип вариативности дошкольного образования и позволяет педагогам выбрать наиболее подходящую и эффективную программу воспитания и обучения.

Современные программы нового поколения по воспитанию и обучению детей раннего возраста представлены следующими типами:

  1. Комплексные программы – направлены на всестороннее развитие ребенка раннего возраста.
  2. Парциальные программы – направлены на развитие определенного вида детской деятельности.

Несмотря на обширность программ, педагогика раннего возраста значительно уступает в развитии педагогики дошкольного возраста. В настоящее время ребенок раннего возраста по-прежнему выступает в качестве объекта воздействия взрослого человека. Это связано с тем, что педагогика раннего возраста до сих пор базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания.

Такое отставание вызвано почти полным уничтожением системы воспитания в 90-е годы прошлого века. Практически по всей стране были ликвидированы ясли, которые являлись начальной ступенью воспитания и обучения детей раннего возраста в общей системе образования. В настоящее время ясли возрождаются, а воспитание и обучение детей раннего возраста осуществляется с опорой на современные программы, имеющие обновленное инновационное содержание.

«Современные программы воспитания и обучения детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика основных программ воспитания и обучения детей раннего возраста

Замечание 1

В настоящее время разработано большое количество программ по воспитанию и обучению детей раннего возраста, разного содержания, направленности и методического сопровождения.

Краткая характеристика современных программ воспитания и обучения детей раннего возраста:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - это программа, разработанная в 1985 году, рекомендуемой в ней формой обучения являются индивидуальные и групповые занятия, построенные в основном с использованием игровых методов.

Основные акценты в программе сделаны на том, что воспитательно-образовательный процесс должен быть ориентирован на индивидуальность каждого воспитанника, используемые метод и средства разнообразны и позитивны.

Программа «Истоки» - разработана коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Основная цель программы – комплексное и разностороннее развитие ребенка раннего возраста, направленное на формирование у него универсальных знаний и умений, в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.

Ведущие линии развития ребенка раннего детства, в соответствии с программой являются: познавательное развитие, социальное развитие, эстетическое развитие и физическое развитие.

Программа включает в себя разработанные авторами пособия и методики по организации и проведению игр, занятий, прогулок, общения и т.д.

Программа «Кроха» - это программа, разработанная для воспитания и обучения детей в возрасте до 3-х лет. Авторами программы являются специалисты дошкольного образования г. Нижний Новгород.

Программа «Кроха» разработана и адресована не только воспитателям ДОУ, но и родителям, которые могут использовать ее с целью воспитания и обучения ребенка в условиях семьи.

Программа охватывает период развития ребенка от рождения и до 3-х лет, а также включает в себя подготовку матери к рождению ребенка. Основой программ являются идеи гуманизма и семейного воспитания. Важным принципом выступает деятельностный подход к воспитанию и обучению детей.

Основные цели Программы:

  1. Развитие у детей раннего возраста общения и предметной деятельности, как ведущих видов деятельности детей до 3-х лет.
  2. Построение субъект-субъектных взаимоотношений между ребенком и взрослым в разных видах взаимодействия.
  3. Установление взаимосвязи между разными видами детской деятельность, для решения основных воспитательно-образовательных задач.

Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года) – разработана коллективом лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО.

Программа содержит:

  • основные психологические и физиологические характеристики ребенка раннего возраста;
  • особенности и закономерности развития в ранний период детства;
  • научные представления об особенностях становления разнообразных видов детской деятельности на данном возрастном этапе;
  • особенности взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками.

В программе описываются методы и содержание работы педагога с детьми по каждому из направлений развития, особое внимание в ней уделяется актуальным способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Содержание программы способствует формированию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной целеустремленной творческой личности каждого ребенка.

Замечание 2

Таким образом, при выборе программы необходимо опираться на кадровый потенциал ДОУ, наличие у него материально-технических условий, запросы родителей и самое главное – соответствие выбранной программы и методических разработок личностно-ориентированной модели образования.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot