Особенности развития межнационального взаимодействия молодежи
Межнациональное взаимодействие – это связи и отношения между представителями разных этносов, наций и народностей.
Данное взаимодействие должно опираться на принципы толерантности, т.е. терпимости, уважения к чужой культуре, религии, идеологии. Толерантность отражает уважение прав и свобод человека и выработку ответственной гражданской позиции личности.
Подростковый возраст является периодом полноценного личностного развития. Осуществляется формирование осознанного отношения к миру, нахождение в нем своего места, вырабатываются основы мировосприятия и созерцания. При этом, подростки стремятся к самоутверждению, нахождению себя и удовлетворению своих потребностей и интересов в социальной среде. Это приводит к проблемам развития межнациональных конфликтов между молодежью. Они обусловлены следующими причинами:
- Непонимание подростком себя и своих желаний;
- Несформированность культуры личности подростка, т.е. отсутствие единства его физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития;
- Отсутствие примера культуры межнационального общения в окружающей подростка среде;
- Неразвитость толерантности в семьи и учебном заведении.
Все это приводит к возникновению различных форм межкультурного противостояния, перерастающих в конфликты при их обострении. А это, обуславливает развитие девиантного поведения среди молодежи.
Девиантное поведение – это поведение, противостоящее нормам и правилам социальной жизнедеятельности, установленным в конкретном обществе.
Такое поведение приводит к нарушению общественного порядка и мешает нормальному развитию отдельных личностей.
Развитие межнациональных конфликтов в подростковой среде является ведущим фактором формирования девиантного поведения среди молодежи.
Причины развития межнациональных конфликтов кроются в психических процессах развития детей подросткового возраста. Однако, они обостряются и приобретают более губительные масштабы за счет сложных социальных и экономических процессов, явлений политической и экономической жизни государства.
Следует отметить, что для ребенка подросткового возраста характерен:
- Поиск групп по интересам. Точнее будет сказать групп принятия и самоутверждения;
- Преувеличение достоинств собственной группы и ее членов;
- Актуализация межгрупповых отличий. Подростки придают этим отличиям особое значение. Собственная группа дает удовлетворение своих потребностей и интересов, тогда как иная группа принимается в качестве буфера, препятствующего развитию подростка;
- Этическое распространение негативных эмоций, придание им более острого характера;
- Изменение оправдательных и обвинительных показателей у подростка отдельной группы;
- Активное воздействие психологии толпы на отдельную личность. Это воздействие горазд сильнее педагогического и семейного воспитания.
Все эти параметры присутствуют в межнациональном взаимодействии подростков. Некоторые из них проявляются наиболее остро, некоторые слабее, но они приводят к развитию и укреплению национальных противостояний, розней, нетерпимости.
Подростковый возраст – это период стремления к завоеванию, получению власти.
Стремясь добиться первенства, господства, подростки, зачастую, организуют межнациональные конфлиуты разного рода.
Разрешение этой проблемы требует качественного подхода к образовательной и воспитательной работе учебных заведений. Нахождение образования на низком уровне развития приводит к развитию межнациональных конфликтов среди молодежи и закладывает основы девиантного поведения в обществе.
Рост числа конфликтов в молодежной среде, в основе которых лежит национальная рознь, приводит к развалу общества и государства.
Формирование культуры межнационального взаимодействия подрастающего поколения
Культура межнационального взаимодействия молодежи формируется в ходе реализации планомерной и целеориентированной педагогической деятельности. Она включает в себя воспитательные, профилактические мероприятия, направленные на заложение основ толерантности и культуры общения у подрастающего поколения.
Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям:
- Познавательное развитие. Оно включает в себя общее интеллектуальное развитие детей и подростков. Высокий уровень интеллекта дает понимание основ межнационального взаимодействия, необходимость формирования культурного сотрудничества и культурных отношений между представителями разных наций, народностей, религиозных верований. Также, познавательное развитие предполагает рассмотрение основ межнационального, межкультурного сотрудничества, его необходимость, основные закономерности и правила.
- Психоэмоциональное развитие подростков. Оно требует тщательной работы, включающей диагностические мероприятия, направленные на выявление психического и эмоционального состояния подростка, его эмоционального восприятия и наличия проблем. При выявлении нарушений психоэмоционального характера проводятся психологические тренинги, тренинги саморазвития, профориентационная работа.
- Работа по формированию адекватного межнационального поведения. Она реализуется в ходе воспитательных мероприятий, направленных на развитие воли, формирование мировоззрения, выработку гражданской ответственности.
Следует отметить, что воспитание толерантности, лежащей в основе формирования культуры межнационального взаимодействия, является сложным и трудоемким процессом. Здесь требуется адекватное педагогическое, социальное, семейное воздействие на развитие подростка, а также продуктивная система взаимоотношений со сверстниками.
Культура межнационального взаимодействия лежит в основе, актуальной на сегодняшний день в педагогическом процессе, концепции поликультурного воспитания. Она ориентирована на привыкание личности к вариативным ценностям, культурным различиям и реализацию диалога культур, национальных обычаев и традиций. Культурно-образовательная монополия отдельных наций и этносов исключается. Такое развитие должно направить каждого гражданина на деятельность в интересах всего общества, независимо от его национального состава, путем обеспечения чувства принадлежности не только к отдельной нации и культуре, но и ко всему миру, всей вселенной и системе ее отношений.