Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные проблемы межнационального взаимодействия подростков как фактор формирования девиантного поведения

Особенности развития межнационального взаимодействия молодежи

Определение 1

Межнациональное взаимодействие – это связи и отношения между представителями разных этносов, наций и народностей.

Данное взаимодействие должно опираться на принципы толерантности, т.е. терпимости, уважения к чужой культуре, религии, идеологии. Толерантность отражает уважение прав и свобод человека и выработку ответственной гражданской позиции личности.

Подростковый возраст является периодом полноценного личностного развития. Осуществляется формирование осознанного отношения к миру, нахождение в нем своего места, вырабатываются основы мировосприятия и созерцания. При этом, подростки стремятся к самоутверждению, нахождению себя и удовлетворению своих потребностей и интересов в социальной среде. Это приводит к проблемам развития межнациональных конфликтов между молодежью. Они обусловлены следующими причинами:

  • Непонимание подростком себя и своих желаний;
  • Несформированность культуры личности подростка, т.е. отсутствие единства его физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития;
  • Отсутствие примера культуры межнационального общения в окружающей подростка среде;
  • Неразвитость толерантности в семьи и учебном заведении.

Все это приводит к возникновению различных форм межкультурного противостояния, перерастающих в конфликты при их обострении. А это, обуславливает развитие девиантного поведения среди молодежи.

Определение 2

Девиантное поведение – это поведение, противостоящее нормам и правилам социальной жизнедеятельности, установленным в конкретном обществе.

Такое поведение приводит к нарушению общественного порядка и мешает нормальному развитию отдельных личностей.

Развитие межнациональных конфликтов в подростковой среде является ведущим фактором формирования девиантного поведения среди молодежи.

«Современные проблемы межнационального взаимодействия подростков как фактор формирования девиантного поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины развития межнациональных конфликтов кроются в психических процессах развития детей подросткового возраста. Однако, они обостряются и приобретают более губительные масштабы за счет сложных социальных и экономических процессов, явлений политической и экономической жизни государства.

Следует отметить, что для ребенка подросткового возраста характерен:

  1. Поиск групп по интересам. Точнее будет сказать групп принятия и самоутверждения;
  2. Преувеличение достоинств собственной группы и ее членов;
  3. Актуализация межгрупповых отличий. Подростки придают этим отличиям особое значение. Собственная группа дает удовлетворение своих потребностей и интересов, тогда как иная группа принимается в качестве буфера, препятствующего развитию подростка;
  4. Этическое распространение негативных эмоций, придание им более острого характера;
  5. Изменение оправдательных и обвинительных показателей у подростка отдельной группы;
  6. Активное воздействие психологии толпы на отдельную личность. Это воздействие горазд сильнее педагогического и семейного воспитания.

Все эти параметры присутствуют в межнациональном взаимодействии подростков. Некоторые из них проявляются наиболее остро, некоторые слабее, но они приводят к развитию и укреплению национальных противостояний, розней, нетерпимости.

Подростковый возраст – это период стремления к завоеванию, получению власти.

Стремясь добиться первенства, господства, подростки, зачастую, организуют межнациональные конфлиуты разного рода.

Разрешение этой проблемы требует качественного подхода к образовательной и воспитательной работе учебных заведений. Нахождение образования на низком уровне развития приводит к развитию межнациональных конфликтов среди молодежи и закладывает основы девиантного поведения в обществе.

Рост числа конфликтов в молодежной среде, в основе которых лежит национальная рознь, приводит к развалу общества и государства.

Формирование культуры межнационального взаимодействия подрастающего поколения

Культура межнационального взаимодействия молодежи формируется в ходе реализации планомерной и целеориентированной педагогической деятельности. Она включает в себя воспитательные, профилактические мероприятия, направленные на заложение основ толерантности и культуры общения у подрастающего поколения.

Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям:

  1. Познавательное развитие. Оно включает в себя общее интеллектуальное развитие детей и подростков. Высокий уровень интеллекта дает понимание основ межнационального взаимодействия, необходимость формирования культурного сотрудничества и культурных отношений между представителями разных наций, народностей, религиозных верований. Также, познавательное развитие предполагает рассмотрение основ межнационального, межкультурного сотрудничества, его необходимость, основные закономерности и правила.
  2. Психоэмоциональное развитие подростков. Оно требует тщательной работы, включающей диагностические мероприятия, направленные на выявление психического и эмоционального состояния подростка, его эмоционального восприятия и наличия проблем. При выявлении нарушений психоэмоционального характера проводятся психологические тренинги, тренинги саморазвития, профориентационная работа.
  3. Работа по формированию адекватного межнационального поведения. Она реализуется в ходе воспитательных мероприятий, направленных на развитие воли, формирование мировоззрения, выработку гражданской ответственности.

Следует отметить, что воспитание толерантности, лежащей в основе формирования культуры межнационального взаимодействия, является сложным и трудоемким процессом. Здесь требуется адекватное педагогическое, социальное, семейное воздействие на развитие подростка, а также продуктивная система взаимоотношений со сверстниками.

Культура межнационального взаимодействия лежит в основе, актуальной на сегодняшний день в педагогическом процессе, концепции поликультурного воспитания. Она ориентирована на привыкание личности к вариативным ценностям, культурным различиям и реализацию диалога культур, национальных обычаев и традиций. Культурно-образовательная монополия отдельных наций и этносов исключается. Такое развитие должно направить каждого гражданина на деятельность в интересах всего общества, независимо от его национального состава, путем обеспечения чувства принадлежности не только к отдельной нации и культуре, но и ко всему миру, всей вселенной и системе ее отношений.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot