Надежда Крупская об игре и ее роли в творческом развитии ребенка
Игра и игровая деятельность являются ведущими в раннем детстве и дошкольном возрасте. Именно в игре происходит освоение ребенком общечеловеческих ценностей, формируется культура поведения, осваиваются трудовые навыки.
Н. К. Крупская по праву считается одним из основоположников советской педагогики. Она занималась изучением вопросов, касающихся становления и развития личности подрастающего поколения и условий его эффективности.
По мнению Крупской, игра является первостепенной потребностью ребенка. В игре, он познает устройство мира, учится жить и действовать в нем, подражает реальным событиям и поведению взрослых, активно действует, развивает свои впечатления и формирует представления о различных процессах и явлениях реальной жизни.
Н.К. Крупская отмечала особенную роль игры в развитии личности. По ее мнению, подражание, которое заложено в основу игры, активизирует творческий потенциал ребенка, способствуя освоению творческих направлений деятельности, развитию интеллекта, нравственных ориентиров жизнедеятельности.
Крупская отводит игре особое место: важная потребность растущего организма, которую необходимо удовлетворить. Факторами развития данной потребности являются:
- Желание и стремление ребенка познать окружающий мир.
- Развитые от рождения подражательные качества детской личности, большой энергетический запас, активная деятельность.
Игровая деятельность оказывает решающее значение во всестороннем развитии дошкольников. Она способствует еще и формированию трудовых навыков и создает условия для развития уважительного отношения к труду и потребности в нем.
Все взгляды Н.К. Крупской на игру и роль во всестороннем развитии ребенка можно обозначить следующими тезисами:
- Применение искусства игры в обучении детей бытовым, трудовым навыкам, формировании умения социального взаимодействия;
- Социальная сущность игры состоит в познании, посредством нее, ребенком окружающего мира;
- Игра формирует дисциплину, развивает навыки коллективного взаимодействия, формирует самообладание;
- Игра помогает физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья;
- Игра требует от педагога ее тщательной организации и руководства с сохранением свободы выбора игровых действий детьми и проявления ими инициативы;
- Каждому возрастному этапу развития ребенка соответствуют конкретные игры и игрушки, которые можно использовать для личностного развития ребенка;
- Обязательное приучение к трудовой деятельности с раннего возраста, естественно, в игровой форме;
- Исследование трудовой деятельности дошкольников в игровой форме имеет свои особенности;
- Развитие навыков самостоятельности в игровой деятельности;
- Определение трудовых навыков, которые необходимо привить детям в дошкольном возрасте: использование лопаты, граблей, навыки одевания, соблюдение гигиенических норм, выполнение элементарной уборки;
- Развитие патриотических качеств с раннего детства.
А. С. Макаренко о развитии творческой активности детей в игровой деятельности
А.С. Макаренко - известный педагог, занимающийся исследованием способов формирования педагогического мышления.
В вопросах воспитания подрастающего поколения, Макаренко уделял огромное внимание игровой деятельности. Он ставил ее наравне с работой, службой взрослого человека. Он считал, что воспитание не может быть эффективным, если оно не реализуется в игровой форме и не способствует развитию творческого потенциала ребенка.
Идеи А. С. Макаренко касательно воспитания, роли в нем игры, творческого и трудового развития ребенка сводятся к следующим положениям:
- Развитие начинается с игры. Игровая деятельность постепенно усложняется и переходит в новое обличие – профессиональную деятельность, военную службу и т.д.;
- Игра должна быть грамотно организована. Это означает, что нельзя торопиться к переходу от игровой деятельности ребенка к рабочей и переносу его из воображаемого в реальный мир, но при этом, она должна воспитывать патриотические качества личности, способствовать формированию гражданина своей страны: ответственного, честного, достойного;
- Игра должна быть энергичной и активной. В игре происходит развитие творческого потенциала ребенка, формируются простейшие трудовые навыки, дисциплина и умение следовать в своей деятельности определенным правилам;
- Игра детей не должна быть хаотичной. Взрослый должен присматривать за игровой деятельностью ребенка и направлять ее;
- Игра, ее правила, формы организации, игрушки изменяются по мере роста и развития ребенка. На каждом возрастном этапе развития происходит применение определенных форм игры: индивидуальная, групповая, коллективная, которые обеспечивают творческое развитие ребенка, с учетом возрастного этапа формирование психических процессов;
- Подразделение детских игрушек на несколько видов: готовые механические игрушки (куклы, машинки). Они помогают в освоение простейших действий и жизненных ситуаций, а также активизации воображения; полуготовые ( картинки, кубики, конструкторы) – созданы для активизации мыслительных процессов. Такие игрушки нельзя употреблять чрезмерно, поскольку, они могут надоесть ребенку, а это отрицательно скажется на развитии его творческого мышления; материалы для создания игрушек - созданы для развития творческой деятельности, формирования основ взрослой реальной деятельности, развития фантазии и воображения. В игре необходимо использовать разные игрушки т.е. оптимально сочетать их;
- Хорошая игра должна основываться на необходимости приложения усилий и совершения активной деятельности. Это способствует развитию активной и инициативной личности, способной к преодолению трудностей, решению нестандартных задач;
- Игра должна способствовать развитию мышления и активизировать креативное начало в каждом ребенке.