Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные проблемы изучения изобразительного искусства в условиях инклюзии

Роль изобразительного искусства в инклюзивном образовании

Определение 1

Инклюзивное образование – это организация процесса обучения учащихся с разными физическими и умственными способностями, ограниченными возможностями, нарушением здоровья в учебных заведениях общего типа.

Инклюзивное образование создает условия для полноценного обучения и развития учащихся с инвалидностью, ограниченными возможностями в стандартной образовательной среде, в реальных условиях.

Умственному и физическому развитию учащихся, раскрытию их творческого потенциала способствует изобразительная деятельность. Она активизирует эмоциональную сферу учащихся, развивает логику и пространственные представления. Это особенно актуально для детей с особыми образовательными потребностями.

Значение изобразительного искусства в инклюзивном образовании сводится к следующему:

  1. Воздействие изобразительного творчества на интеллект учащихся разных возрастов и уровней развития.
  2. Развитие моторики рук, которая плодотворно воздействует на становление речевых функций, посредством изобразительной деятельности различного рода.
  3. Развитие навыков эстетического восприятия окружающей действительности.
  4. Развитие представлений об объектах, их устройстве: форма, цвет, размер.
  5. Развитие чувства прекрасного, что положительно сказывается формировании духовного мира личности и ее культурное развитие.
  6. Решение проблем социального становления ребенка с особенностями развития.

Изобразительная деятельность применяется на стандартных занятиях, которые объединяют учащихся с разными образовательными потребностями, а также в условиях коррекционных занятий специального типа – ориентированных на конкретных учащихся, их познавательные, творческие способности и образовательные потребности.

Особенности изучения изобразительного искусства в условиях инклюзии

«Современные проблемы изучения изобразительного искусства в условиях инклюзии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Включение изобразительного искусства в образовательную программу учебного заведения, работающего по принципам инклюзии, имеет свои особенности. Они сопряжены с рядом общих проблем, с которыми сопряжена реализация инклюзивного образования в современном обществе. К ним относятся:

  1. Отсутствие адекватной законодательной базы, определяющей основы реализации инклюзивного образования;
  2. Недостаточность педагогических кадров, способных к работе по данному направлению педагогической деятельности т.е. требуется наличие профессиональных навыков для работы в коррекционном и общеобразовательном учебном заведении, а также умения их продуктивного сочетания и применения;
  3. Неразвитость методической базы реализации инклюзивного образования;
  4. Отсутствие оптимальной оценочной системы, адекватной к использованию в условиях инклюзии;
  5. Незнание педагогами специфики творческого развития учащихся с разными отклонениями от нормального развития;
  6. Инновационный характер художественного инклюзивного образования, с отсутствием проработанной базы и методологии его реализации.

Наличие данных проблем обуславливает разработку законодательной и программной базы реализации инклюзивного образования в целом и художественного инклюзивного образования в частности. Необходимо обязательное применение средств искусства в образовательном инклюзивном процессе и формирование опыта художественной изобразительной деятельности.

Для реализации художественного развития учащихся в условиях инклюзии требуется применение специальных форм и методов работы, инновационных технологий творческого развития подрастающего поколения, поскольку именно они направлены на учет особых образовательных потребностей учащихся и индивидуальный подход в обучении.

Использование арт-технологий в инклюзивном образовании

Определение 2

Арт-технологии – это инструменты организации образовательного процесса учащихся с применением различных форм и средств искусства.

Арт-технологии являются инновационными приемами организации образовательной деятельности и подходят для реализации художественного развития учащихся с особыми образовательными потребностями.

Данные технологии ориентированы на отражение психоэмоционального состояния личности средствами художественного творчества. Они учат основам интеллектуальной деятельности, активизируют мыслительные процессы учащихся, посредством применения разнообразных видов искусства.

Использование арт-технологий в инклюзивном образовании помогает разрешить проблемы его реализации и функционирования. Арт-технологии позволяют:

  1. Скорректировать развитие ребенка с разнородными отклонениями.
  2. Формирование понимания искусства и применение его потенциала учащимися в постижении образовательной программы.
  3. Развитие навыков пространственной ориентации и пространственного мышления.
  4. Формирование умений логично излагать свои мысли.
  5. Формирование навыков дачи развернутых ответов.
  6. Развитие интереса к социальному общению и взаимодействию.
  7. Лечебное воздействие цветом и вариативными художественными приемами на психические процессы и эмоциональную сферу учащихся с отклонениями в развитии.
  8. Формирование психологической устойчивости учащегося к разнородным внешним факторам.
  9. Познание себя и своего чувственного мира учащимися.

Следует отметить, что арт-технологии не особенно активно используются в образовательном процессе инклюзивной направленности. Это связано с отсутствием методической базы и инструментария, позволяющего продуктивно использовать данные технологии.

Наиболее распространенные арт-технологиями, которые находят применение в коррекционных учебных заведениях:

  • Изотерапия;
  • Цветотерапия.

Данные технологии нацелены на активизацию интеллектуальных способностей учащихся средствами художественного искусства: рисованием, лепкой, созданием аппликаций, декоративным творчеством.

Чтобы внедрить данные технологии в инклюзивный образовательный процесс, требуется расширение содержания образовательной программы, повышение квалификации педагогов, а также разработка инновационных форм интегрированного обучения, способствующего вхождению ребенка с особыми образовательными потребностями в систему общего образования, его социальное утверждение в данном процессе и желание учиться и развиваться с детьми, обладающими полноценными навыками жизнедеятельности.

Изотерапия и цветотерапия обладают лечебным воздействием на организм учащегося, помогают ему познать мир социума через мир творчества, активизируют логическое и креативное мышление.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot