Роль изобразительного искусства в инклюзивном образовании
Инклюзивное образование – это организация процесса обучения учащихся с разными физическими и умственными способностями, ограниченными возможностями, нарушением здоровья в учебных заведениях общего типа.
Инклюзивное образование создает условия для полноценного обучения и развития учащихся с инвалидностью, ограниченными возможностями в стандартной образовательной среде, в реальных условиях.
Умственному и физическому развитию учащихся, раскрытию их творческого потенциала способствует изобразительная деятельность. Она активизирует эмоциональную сферу учащихся, развивает логику и пространственные представления. Это особенно актуально для детей с особыми образовательными потребностями.
Значение изобразительного искусства в инклюзивном образовании сводится к следующему:
- Воздействие изобразительного творчества на интеллект учащихся разных возрастов и уровней развития.
- Развитие моторики рук, которая плодотворно воздействует на становление речевых функций, посредством изобразительной деятельности различного рода.
- Развитие навыков эстетического восприятия окружающей действительности.
- Развитие представлений об объектах, их устройстве: форма, цвет, размер.
- Развитие чувства прекрасного, что положительно сказывается формировании духовного мира личности и ее культурное развитие.
- Решение проблем социального становления ребенка с особенностями развития.
Изобразительная деятельность применяется на стандартных занятиях, которые объединяют учащихся с разными образовательными потребностями, а также в условиях коррекционных занятий специального типа – ориентированных на конкретных учащихся, их познавательные, творческие способности и образовательные потребности.
Особенности изучения изобразительного искусства в условиях инклюзии
Включение изобразительного искусства в образовательную программу учебного заведения, работающего по принципам инклюзии, имеет свои особенности. Они сопряжены с рядом общих проблем, с которыми сопряжена реализация инклюзивного образования в современном обществе. К ним относятся:
- Отсутствие адекватной законодательной базы, определяющей основы реализации инклюзивного образования;
- Недостаточность педагогических кадров, способных к работе по данному направлению педагогической деятельности т.е. требуется наличие профессиональных навыков для работы в коррекционном и общеобразовательном учебном заведении, а также умения их продуктивного сочетания и применения;
- Неразвитость методической базы реализации инклюзивного образования;
- Отсутствие оптимальной оценочной системы, адекватной к использованию в условиях инклюзии;
- Незнание педагогами специфики творческого развития учащихся с разными отклонениями от нормального развития;
- Инновационный характер художественного инклюзивного образования, с отсутствием проработанной базы и методологии его реализации.
Наличие данных проблем обуславливает разработку законодательной и программной базы реализации инклюзивного образования в целом и художественного инклюзивного образования в частности. Необходимо обязательное применение средств искусства в образовательном инклюзивном процессе и формирование опыта художественной изобразительной деятельности.
Для реализации художественного развития учащихся в условиях инклюзии требуется применение специальных форм и методов работы, инновационных технологий творческого развития подрастающего поколения, поскольку именно они направлены на учет особых образовательных потребностей учащихся и индивидуальный подход в обучении.
Использование арт-технологий в инклюзивном образовании
Арт-технологии – это инструменты организации образовательного процесса учащихся с применением различных форм и средств искусства.
Арт-технологии являются инновационными приемами организации образовательной деятельности и подходят для реализации художественного развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Данные технологии ориентированы на отражение психоэмоционального состояния личности средствами художественного творчества. Они учат основам интеллектуальной деятельности, активизируют мыслительные процессы учащихся, посредством применения разнообразных видов искусства.
Использование арт-технологий в инклюзивном образовании помогает разрешить проблемы его реализации и функционирования. Арт-технологии позволяют:
- Скорректировать развитие ребенка с разнородными отклонениями.
- Формирование понимания искусства и применение его потенциала учащимися в постижении образовательной программы.
- Развитие навыков пространственной ориентации и пространственного мышления.
- Формирование умений логично излагать свои мысли.
- Формирование навыков дачи развернутых ответов.
- Развитие интереса к социальному общению и взаимодействию.
- Лечебное воздействие цветом и вариативными художественными приемами на психические процессы и эмоциональную сферу учащихся с отклонениями в развитии.
- Формирование психологической устойчивости учащегося к разнородным внешним факторам.
- Познание себя и своего чувственного мира учащимися.
Следует отметить, что арт-технологии не особенно активно используются в образовательном процессе инклюзивной направленности. Это связано с отсутствием методической базы и инструментария, позволяющего продуктивно использовать данные технологии.
Наиболее распространенные арт-технологиями, которые находят применение в коррекционных учебных заведениях:
- Изотерапия;
- Цветотерапия.
Данные технологии нацелены на активизацию интеллектуальных способностей учащихся средствами художественного искусства: рисованием, лепкой, созданием аппликаций, декоративным творчеством.
Чтобы внедрить данные технологии в инклюзивный образовательный процесс, требуется расширение содержания образовательной программы, повышение квалификации педагогов, а также разработка инновационных форм интегрированного обучения, способствующего вхождению ребенка с особыми образовательными потребностями в систему общего образования, его социальное утверждение в данном процессе и желание учиться и развиваться с детьми, обладающими полноценными навыками жизнедеятельности.
Изотерапия и цветотерапия обладают лечебным воздействием на организм учащегося, помогают ему познать мир социума через мир творчества, активизируют логическое и креативное мышление.