Направления работы современного ДОУ в условиях информатизации общества
Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном заведении связаны с переходом общества на новую ступень развития: научно-технический прогресс и информатизация всех сфер общественной жизнедеятельности.
Текущая система обучения ориентируется на личностное развитие учащихся. Она предполагает применение в ходе педагогической деятельности инновационных методов, приемов и средств обучения, которые ставят личность на приоритетную позицию и ориентируются на ее всестороннее и гармоничное развитие.
Если рассматривать дошкольное образование, то она ориентируется не только на личностное развитие учащихся, но и их социальное становление т.е. создание оптимальных условий для эффективной социализации личности.
Информационный этап общественного развития предъявляет новые требования и ставит новые задачи перед системой дошкольного образования. К ним относятся следующие:
- Педагог должен направлять ребенка в обучении владения современными технологиями и освоении новых информационных ресурсов;
- Педагогический процесс должен идти в ногу со временем;
- Педагог должен в совершенстве владеть информационными средствами обучения, чтобы направлять помогать учащимся осваивать ПК, Интернет-ресурсы и т.д.;
- Педагогу необходимо направить свою работу на формирование основ информационной культуры дошкольника;
- Педагог должен непрерывно развиваться и совершенствовать свои педагогические навыки, что требует повышения квалификации воспитателей ДОУ и развитие их мастерства.
Основными направлениями работы дошкольной организации при переходе дошкольного образования на информационный уровень обучения являются:
- Наличие на учебных занятиях, оформление стен классных комнат ДОУ иллюстративным материалом, который формируется на ПК, распечатывается на принтере. Иллюстрации могут быть сформированы самостоятельно: фото, рисование в программах ПК, либо отсканированы на принтере, а также найдены в сети-Интернет. Педагоги могут создавать презентации на слайдах, чтобы обеспечить наглядность восприятия детьми темы учебного занятия.
- Осуществление поиска дополнительной информации по теме учебного занятия для его насыщения, придания ему живости, актуализации познавательной заинтересованности учащихся.
- Сотрудничество и взаимодействие педагогов страны и мира, ориентированное на обмен опытом воспитательной деятельности, применения новых приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса ДОУ, ознакомления с новыми технологиями.
- Упрощение ведения документооборота. Компьютерные средства и технологии упрощают организационные моменты деятельности ДОУ, в частности, упрощает написание отчетов, формирование планов и прогнозов.
- Формирование учебных занятий, открытых уроков, родительских собраний в виде презентаций. Это ориентировано на повышение эффективности образовательного процесса и уровня педагогической компетенции родителей дошкольников.
Современные технологии обучения дошкольников
Дошкольные образовательные заведения используют в своей деятельности следующие технологии.
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии ориентированы на поддержание и укрепление здоровья дошкольников. Они используют средства пропагандирующие здоровый образ жизни, ориентированные на формирование у детей знаний и навыков поддержания своего здоровья в нормальном состоянии, бережное отношение к нему. Здоровьесберегающие технологии применяются в процессе обучения, воспитания и развития дошкольников. Они помогают сформировать сознательное отношение к значимости здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развивают привычки соблюдения гигиенических норм, помогают снизить учебную нагрузку и не допустить переутомления в ходе обучения детей.
Проектные технологии. Использование проектных технологий в жизнедеятельности ДОУ помогает педагогам в понимании личности каждого воспитанника, раскрытии его индивидуальных особенностей и потребностей. Такие технологии нацелены на создание условий для межличностного взаимодействия детей в стенах ДОУ и расширение их социальных навыков взаимодействия.
Исследовательские технологии. Такие технологии ориентируются на развитие у дошкольников основных компетенций и развитие навыков исследовательской деятельности. Также, технологии помогают развить у детей новый тип мышления – поискового и проблемного характера.
Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти технологии применяются для развития навыков решения проблем, поиска ответов на неординарные вопросы, применение оригинальных подходов для решения обыденных задач.
Личностно-ориентированные технологии. Такие технологии направлены на создание в ДОУ развивающей среды, способствующей безопасному и всестороннему развитию личности ребенка, с учетом его индивидуальности.
Проблемы применения современных подходов к организации обучения дошкольников
Использование современных технологий и новых подходов в организации педагогического процесса в ДОУ сталкивается с рядом проблем:
- Нехватка научно-методической литературы для сопровождения инновационной деятельности ДОУ;
- Педагогические технологии, в большинстве случаев, внедряются в педагогическую работу ДОУ бессистемно и разрозненно;
- Отсутствует нормативно-правовое обеспечение и регулирование инновационной деятельности дошкольной организации;
- Возникает проблема в установлении взаимодействия и преемственности между традиционными научными центрами и современными информационными порталами;
- Отсутствие четкого алгоритма внедрения современных подходов и инновационных технологий в организационную деятельность дошкольного образовательного заведения.