Современное обучение взрослых
Интернет-технологии – это способы реализации разнородной деятельности, посредством использования интернет-ресурсов и интрнет-программ в интернет-пространстве.
В настоящее время, обучение взрослого человека имеет свою специфику. Она обусловлена возрастными особенностями развития человека, его профессиональной деятельностью, социальным статусом, его отношение к системе образования, ее методам и технологиям, отношениям к педагогам и к окружающему миру вообще.
Как правило, взрослый, зрелый человек обучается гораздо лучше и продуктивнее, чем ребенок. Это объясняется тем, что его обучение носит осознанный и целенаправленный характер, т.е. он стремится овладеть новыми знаниями для решения какой-то конкретной профессиональной задачи, повышения своего квалификационного уровня, мастерства, выбора нового направления деятельности. Мотивацией обучения взрослого человека выступает его желание саморазвиваться в определенной сфере, получение конкретной материальной выгоды, профессиональный рост, построение карьеры, приносящей ему материальный достаток и самоутверждение.
Позиция зрелого человека в образовательном процессе отражает его оценку на разные жизненные задачи и проблемы, с которыми он сталкивается в профессиональной и иных видах деятельности, а также отражает его индивидуальные особенности развития и взгляд на мир.
Получение образования взрослым может быть сведено к трем основным линиям мотивации:
- Утилитарная мотивация. Она отражает необходимость профессионального роста и повышения уровня квалификации.
- Мотивация престижа. Самоутверждение личности за счет ее выделения в профессиональной сфере и в обществе.
- Мотивация, превращающая знания в самоцель.
Разные линии мотивации и психологические особенности взрослых определяют необходимость применения специальных технологий в образовательном процессе зрелого человека.
Наиболее актуальны для современного этапа развития образовательной системы интернет-технологии. Их внедрение в образовательный процесс помогает ускорить информационный обмен опытом, который помогает приспособиться к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и профессиональной сферы.
Интернет-технологии погружают взрослого человека в интеллектуального пространство, за счет чего повышается качество и эффективность образования взрослых.
Преимущества использования интернет-технологий в образовании взрослых
Интернет-технологии в образовании взрослого человека применяются по следующим направлениям:
- Ориентация на развитие стремления к самовыражению саморазвитию.
- Формирование навыков высказывания своей точки зрения, ее аргументации.
- Творческое развитие зрелого человека. Посредством интернет-ресурсов происходит активизация творческой активности обучающегося и его мотивация к активному творческому процессу, использованию новшеств в своей профессиональной деятельности.
- Использование индивидуально-ориентированного обучения.
- Ознакомление с опытом профессиональной деятельности специалистов разных стран.
- Наличие большого количества информационных источников и методов познания.
- Соединение теоретической информацией с практической реализацией.
Таким образом, интернет-технологии создают огромный плацдарм для развития взрослого человека. Они помогают в его самоутверждении и сопутствуют профессиональному росту и развитию учащегося.
Их применение в образовательном процессе взрослого человека обладает следующими преимуществами:
- Интернет-технологии являются способом представления стандартной научной информации в особой форме. Прежде всего, информацию необходимо найти. Это активизирует работу мыслительных процессов т.е. обучающийся должен понимать, что, и в какой области он ищет.
- Оказание помощи в обучении. В интернет-пространстве имеется огромная база знаний: электронные библиотеки, словари, энциклопедии, переводчики, порталы информации.
- Интернет-технологии являются способом обмена передовым опытом в различных областях деятельности. Это реализуется посредством электронных писем, видеоконференций, вебинаров.
- Интернет-технологии являются способом построения модели различных процессов и явлений.
Электронные библиотеки, как средство интернет-обучения взрослых
Использование электронных библиотек наиболее актуально и продуктивно для обучающихся зрелого возраста. Это обусловлено тем, что они содержат огромные объемы информации по различным тематикам и направлениям профессиональной деятельности. Библиотека не нуждается в тщательном контроле информации, поскольку дезориентирующий эффект электронной литературы теряет свою глобальную силу. Взрослый человек менее подвержен восприятию дезориентирующей информации. Он знаком с современным миром и его устройством, проблемами и т.д. Ему легче выбрать то, что нужно именно ему в его обучении. Он способен самостоятельно выбрать информацию, отвечающую его образовательным целям и задачам.
Электронные библиотеки содержат следующие зоны, которые можно применять в образовательном процессе:
- Электронные учебные пособия.
- Видеотеки.
- Фонотеки.
- Диатеки.
- Игротеки.
- Новостная лента.
- Методическая литература.
Электронные конференции в образовательном процессе
Электронная конференция – это способ обмена научной информацией, представления проектов и разработок в различных областях деятельности, между участниками находящимися в разном времени и пространстве.
Данный способ информационного обмена характеризуется удобством, простой использования и дешевизной. Пользователь может находится у себя дома и черпать какие-то научные или профессиональные данные, изучать современные разработки с экрана монитора своего ПК.
Между всеми участниками конференции может быть реализован обмен текстовыми и графическими данными, посредством специального программного обеспечения.
Электронная конференция является способом углубленного научного и практического познания, а также технологией обмена мнениями специалистов одной или разных областей деятельности.