Необходимость обучения персонала
Обучение персонала – это организованная деятельность, нацеленная на повышения уровня профессиональных знаний и навыков работников, развитие их мастерства и повышение квалификационного уровня.
Повышение квалификации персонала имеет важное значение для развития отдельной компании, производственной отрасли и общества в целом. Обучение позволяет освоить новые знания и способы деятельности, сформировать у работников расширенные навыки, чтобы обеспечить компании нормальное развитие и обеспечит ее конкурентоспособность на рынке. Это обеспечивается за счет того, что сотрудники станут владеть новые методами и приемами работы, их мотивация будет повышаться, а соответственно разовьется стремление к дальнейшему самообучению и повышению уровня своего профессионализма.
Необходимость обучения персонала определяется следующими факторами:
- Социальные изменения. Современное общество характеризуется быстрыми темпами научно-технического развития. Новые технология стремительно развиваются и наполняют рынок технологическим оборудованием и новыми способами организации производства и выполнения иных направлений деятельности.
- Наличие конкуренции. Производство, сфера услуг непрерывно развивается и расширяется. На рынке появляются новые прогрессивные компании, которые оказывают те же услуги, но с применением более совершенной техники, современных технологических средств и методов. Чтобы конкурировать с новыми компаниями и не потерять свою прибыль, требуется обучать работников, повышать их профессиональные навыки.
- Рациональность расходования ресурсов. Обучение своего персонала позволяет сэкономить средства, которые будут потрачены на поиск нового персонала: время, деньги, обучение специфике работы предприятия.
- Развитие мотивации сотрудников. Обучение персонала мотивирует сотрудников к более продуктивному исполнению своих профессиональных обязанностей. Это обусловлено тем, что они осваивают новые способы выполнения своих рутинных обязанностей, что делает их труд более интересным.
- Личностный рост. Обучение персонала способствует собственному развитию руководства, ведь, окружение определяет собственное развитие.
- Получение новых выгод. Вложение инвестиций в обучение персонала приводит к тому, что работа компании улучшается, а значит, ее деятельность становится более продуктивной, повышается прибыль, улучшается статистика и т.д.
- Развитие навыков трудового взаимодействия. Обучение персонала может быть ориентировано на формирование умения работать в команде, что в современном обществе, выступает основным фактором эффективности работы. Умение работать в команде, уважать интересы коллектива и всех его членов, находить компромиссы повышает продуктивность деятельности персонала и улучшает атмосферу на работе.
В настоящее время, получили активное распространение методы обучения персонала на рабочем месте. Они позволяют работодателю минимизировать расходы на обучение, а сотрудникам получить новые навыки и расширить знания, не покидая своего рабочего места, фактически, тут же, применяя их на практике.
Методы обучения персонала на рабочем месте
К основным методам обучения персонала на рабочем месте, используемым в современном обществе, относятся следующие:
- Лекция. Данный метод основан на чтении педагогом какой-то информации, которую сотрудники конспектируют. Он позволяет охватить широкую аудиторию сотрудников, но не дает обратной связи, а информация воспринимается слушателями пассивно.
- Семинар. Данный метод ориентирован на развитие дискуссии по определенной теме. Он дает возможность каждому сотруднику выразить свое отношение к конкретному вопросу, обменяться мнениями. Семинары ориентированы на усвоение и закрепления темы, рассмотренной на лекциях. Если на лекции можно охватить всех сотрудников организации, то на семинаре это сделать невозможно. Сотрудников придется разделить на группы и выбрать время для проведения семинара в каждой группе.
- Тренинги. Они ориентированы на оттачивание мастерства работников, повышения мотивации и трудоспособности. На тренинге, сотрудники могут обменяться собственными идеями и реальным опытом практической деятельности, принесшей положительные результаты.
- Наставничество. Система наставничества, реализуется, как правило, при обучении нового персонала. Наставник демонстрирует сотрудникам практические действия, которые необходимо выполнять в той или иной трудовой операции.
- Деловая игры. Они организуются в режиме реальной работы организации и дают сотрудникам задачу, которая требует скорейшего решения, нестандартного подхода, творческого исполнения и т.д.
- Баскет-метод. Такое обучение предполагает наделение сотрудника определенными полномочиями, как правило, связанными с его повышением в должности. Ему дается ограниченное время и множество заданий, которые он должен успеть продуктивно выполнить.
- Инструктаж. Он связан с предоставлением инструкции, алгоритма выполнения той или иной операции.
методы обучения на рабочем месте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Формы и методы обучения на рабочем месте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Достоинства и недостатки обучения персонала на рабочем месте
Обучение персонала на рабочем месте имеет, как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам обучения персонала на рабочем месте относятся следующие:
- Программа обучения и ее временной период реализации соответствует потребностям и возможностям организации;
- Возможность возвращения сотрудника на рабочее место при производственной необходимости;
- Обучение непосредственной работе на оборудовании организации;
- Учет технологий и средств, используемых в организации;
- Обучение подготавливает к реальной работе, которая может начинаться прямо в ходе обучения;
- Наличие возможностей для закрепления знаний и практических навыков;
- Индивидуальный подход в обучении;
- Экономическая целесообразность для работодателя.
Что касается недостатков обучения на рабочем месте, то к ним относятся:
- Обмен опытом, мнениями и взглядами возможен только с сотрудниками организации;
- Постоянное прерывание обучения из-за производственной необходимости;
- Невозможность обсуждения реальных трудностей работы из-за присутствия руководства;
- Повышение функций руководства и объема работы из-за необходимости обучения персонала;
- Объем и содержание обучения ограничивается возможностями и техническим оснащением организации;
- Затратность проектирования и закрепления учебной программы в организации.