Функциональная роль педагога в современном обществе
Учитель – это профессия, которая ориентирована на выполнение деятельности по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения.
Данная профессия появилась еще в Древности. Даже в Античности, учитель занимал важную социальную позицию в обществе и выполнял значимые социальные функции.
В современном мире, учитель является общественной профессией. Учитель именуется педагогом. Его работа ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей разных возрастов и, на разных уровнях образовательной системы. Его роль очень огромна. Педагог обучает новое поколение, которое должно быть ориентированным на адаптацию к быстро меняющемуся социальному пространству.
Рисунок 1. Роль учителя в современной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня, общество развивается очень быстрыми темпами. Поэтому, система образования должна выпускать гибких специалистов, способных к самообразованию и саморазвитию, чтобы обеспечить дальнейший прогресс общества. Педагог, по сути, определяет будущий прогресс общественного развития.
Однако, роль педагога в социальном развитии не является неизменной. Его функции и направления деятельности меняются, отвечая тенденциям того или иного этапа общественного развития. Поэтому, функциональная роль педагога в разные периоды социально-экономического развития общества меняется. Как и само общество, роль педагога эволюционирует, углубляется и расширяется.
В современном обществе, функциональная роль педагога сводится к выполнению им следующих функций:
- «Педагог – двигатель прогресса». Данная функция связана с тем, что, благодаря педагогу происходит развитие общества. Педагог, своей профессиональной деятельностью, ускоряет общественный прогресс, способствует переходу общества на новую стадию развития. Педагог обучает и воспитывает молодое поколение, ориентированное на создание нового полезного продукта, принятие участие в научной и инновационной деятельности. Конечно, этот прогресс зависит не только от педагога, но его профессиональный труд дает огромные плоды социальному развитию.
- Функция преемственности. Педагог выступает в качестве средства связи поколений. Он передает молодому поколения исторический опыт существования предыдущих поколений. Благодаря педагогу сохраняется связь между всеми этапа общественного развития. Прошлое осваивается молодым поколением и применяется в настоящей практической деятельности, а также его опыт используется для развития будущего, как основа создания чего-то нового и продуктивного.
- Функция накопителя социального опыта. Педагог является хранителем различных социальных ценностей, норм поведения, нравственных ориентиров деятельности, которые он передает молодому поколению, помогает им в понимании их сущности и освоение, а также практическом использовании.
- Развитие духовного мира молодого поколения. У каждого социума, на каждом этапе его развития имеются определенные культурные ценности, нравственные принципы. Педагог помогает детям в их усвоении и осознании их значимости, чтобы впоследствии они были переданы ими преемникам.
- Специалист культурного развития. Педагог, как профессионал, оценивает текущий этап социально-экономического развития общества, а также историческое культурное развитие и выбирает те аспекты, которые, на его взгляд, являются значимыми для молодого поколения и требуют применения в воспитательной и образовательной работе с детьми. Стоит отметить, что субъективный взгляд педагога, не всегда способствует прогрессу.
Разновидности трудовой деятельности педагога
Педагог, как профессиональный специалист и общественный деятель, выполняет в обществе разнообразные трудовые операции.
Рисунок 2. Место педагога в современном обществе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Всю трудовую деятельность педагога можно свести к выполнению следующих видов труда:
- Подготовка и реализация преподавательской деятельности. Деятельность профессионального педагога направлена на передачу знаний и навыков учащегося. Поэтому, он выполняет разнообразные трудовые операции, связанные с преподаванием определенной дисциплины. Педагог готовит урок, выбирает методы его проведения, реализует его проведения, помогает учащимся в выполнении самостоятельной работы, проводит консультации, оказывает дополнительную помощь учащимся, которые не успевают освоить ту или иную тему, курс. Сюда же входит работа педагога с документацией: планирование своей работы, работа с методической литературой, ведение учебной документации, составление отчетов о проделанной работе.
- Внеклассная работа. Педагог осуществляет не только преподавание. Ему необходимо организовать проведение внеурочных мероприятий: праздники, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, планетариев, проведение классных часов. Все это обеспечивает культурное развитие подрастающего поколения, формулирует у детей любовь к искусству, уважительное отношение к труду. Внеклассная работа педагога способствует сплочению коллектива, установлению между детьми и педагогом доверительных взаимоотношений, развивает у детей чувство сплоченности, навыки поведения в общественных местах, в учреждениях культуры и отдыха, учит объединению для достижения общей цели, особенно, если она увлекательна. Например, организация праздников.
- Взаимодействие с родителями и общественными организациями. Педагогу необходимо установить положительное взаимодействие не только с детьми, но и с их родителями. Это необходимо для выстраивание единой направленности воспитания. Педагог проводит родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы и встречи с родителями для решения различных вопросов, касающихся успеваемости, воспитания и развития их ребенка. Кроме того, педагог осуществляет взаимодействия с представителями общественности. Это касается вопросов воспитания и образования. Например, педагог может сотрудничать с представителями СМИ, чтобы опубликовать творческую работу одаренного ребенка, сотрудничает с гидами по вопросам проведения экскурсий и т. д.