Условия формирования основ самостоятельной учебной деятельности
Самостоятельная учебная деятельность – это активная работа учащихся, ориентированная на теоретическое познание и практические действия в образовательном процессе с целью достижения конкретной дидактической цели.
Самостоятельная учебная деятельность – основа организации современного обучения. Она является фундаментом развития учащихся и основой эффективности реализации образовательной деятельности.
Рисунок 1. Самостоятельная работа учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самостоятельная работа учащихся приводит к их утверждению в образовательном процессе в качестве его субъектов. Она способствует:
- Постановке учащихся на новый уровень развития, при котором они обретают навыки принятия решений;
- Формированию навыков постановки целей и задач собственной образовательной деятельности;
- Актуализации знаний и навыков для решения различных образовательных задач;
- Формированию навыков планирования и прогнозирования;
- Анализу итогов образовательной деятельности, т.е. связи результата с плановыми показателями.
На начальном этапе школьного обучения, ребенок не обладает такими навыками. Они требуют постепенного развития.
Чтобы развить самостоятельность, необходимо соблюдать следующие условия:
- Непрерывное расширение сферы использования знаний учащихся. Они должны применяться в разных ситуациях, для решения различных задач. Для этого осуществляется постепенное внутрипредметных связей и их переход к межпредметным.
- Включение регулярной самостоятельной работы в образовательный процесс начальной школы. Необходимо придать ей систематичный характер, расширяя познавательные возможности учащихся и их мыслительные навыки.
- Освоение выполнения полноценного действия. Это реализуется через поэтапную работу, основанную на выполнении отдельных операций целостного действия.
- Недопустимость представления готового действия, операции и его выполнения по шаблону. Необходимо учить ребенка самостоятельному поиску способов действия.
- Развитие осознанного восприятия учебной деятельности и ее значимости. Важно, дать младшим школьникам понимание того, что отдельные знания и навыки не являются приоритетными. Необходимо овладеть целостной структурой учебной деятельности.
- Творческая ориентация учебной деятельности. Предполагается выбор таких методов и средств обучения, которые способствуют развитию креативного мышления и проявлению творческих навыков решения учебных задач.
- Следует отметить, что в основе развития самостоятельной учебной деятельности младших школьников лежит творческий тип образовательной работы. При этом, он находится в связи и зависимости от репродуктивной деятельности, лежащей в основе творчества.
Методические основы самостоятельной работы младших школьников на уроках математики
Уроки математики являются наиболее актуальной областью применения самостоятельной работы. Это обусловлено тем, что выполнение математических задач развивает мышление ребенка, задействует его логику и формирует навыки принятия решений, а также проведения анализа деятельности. Поэтому, на уроках математики происходит активное развитие основ самостоятельной деятельности учащихся.
Методической базой эффективности организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики являются следующие положения:
- Целенаправленность самостоятельной работы. Это важно для понимания учащимися того, что от них требуется. Они должны изначально понимать цель работы на уроке, чтобы исключить постоянных обращений к педагогу, поиска его поддержки, что снижает процент самостоятельности деятельности.
- Самостоятельные задания по математике должны быть направлены на развитие внимания, логического мышления, приложение волевых усилий, а также быстроты реагирования.
- В основе самостоятельной работы учащихся лежит напряженность деятельности. математические задания должны отвечать возрастному этапу развития младших школьников и находится в зоне их ближайшего развития.
- Предварительная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Нельзя давать самостоятельную работу спонтанно. Это пугает учащихся. Младшие школьники могут растеряться и эффективность их работы значительно снизиться и, даже, может оказаться нулевой. Поэтому, необходимо дать учащимся для освоения элементарные навыки самостоятельной работы: совершение простых вычислений, решение элементарных задач по алгоритму.
- Интересные задания для самостоятельной работы. Они должны мотивировать к их решению, привлекая внимание учащихся.
- Индивидуальный подход к учащимся. Он обусловлен разностью уровня развития и способностями. Для выполнения идентичных заданий одному учащемуся потребуется большой временной промежуток, а другому немного времени. Поэтому, актуально использование групповой работы учащихся. Это помогает подтянуть отстающих и давать более сложные задания успевающим учащимся.
- Занятие руководящей позиции педагогом. Педагог ставить цель деятельности, дает задания и руководит ходом работы.
Разновидности самостоятельной работы на уроках математики начальной школы
Самостоятельная работа может быть:
- Обучающего характера. Такая работа связана с познанием учебного материала. Она ориентирована на активизацию математического познания и активную работу каждого учащегося на уроке. Такая работа способствует восприятию программного материала начального школьного курса и способствует всестороннему развитию учащихся;
- Тренировочной направленности. Такая работа ориентирована на тренировку навыков совершения математических вычислений, решения задач. Задания тренировочного характера характеризуются однотипностью т.е. они направлены на закрепление навыков выполнения конкретных математических операций. В ходе данной самостоятельной работы, можно пользоваться алгоритмом выполнения различных математических операций;
- Контрольного типа. Она ориентирована на проверку знаний учащихся. Они являются достоверным отражением уровня знаний учащихся и направлены на отработку основных математических навыков;
- Закрепляющего характера. Она связана с закреплением учебного материала и оценкой уровня его усвоенности. Данные задания требуют использования разных математических правил и теорем для их решения. Они показывают пробелы в знаниях по конкретной теме;
- Развивающей направленности. Она связана с проведением экспериментальной, исследовательской деятельности. Учащиеся учатся проводить анализ конкретной математической области, темы, процесса;
- Творческого характера. Такая работа ориентирована на поиск нового знания, совершение открытий. Они требуют от учащихся не просто решения задачи по шаблону, а решение разными способами, применение нестандартных приемов.