Роль классного руководителя в становлении межличностных отношений младших школьников
Классный руководитель – это педагог, который организует, координирует и осуществляет внеурочную воспитательную деятельность.
В начальной школе обязанности классного руководителя возложены на учителя, который ведет данный класс. В средней и старшей школе классный руководитель назначается администрацией школы из числа учителей, работающих в данном классе. Также должность классного руководителя есть в средних профессиональных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах и профессионально-технических училищах функция классного руководителя возложена на воспитателя.
Для совершенствования своей работы классному руководителю необходимо:
- вовлекать учащихся в интересные типы деятельности;
- помогать ученикам в деятельности, от которой в первую очередь зависит самооценка ребенка, например, в преодолении неуспеваемости;
- преодолевать аффективные проявления психики ребенка, например, вспыльчивость, драчливость, обидчивость, которые часто выступают не только как причина, но и как следствие психологической изоляции;
- использовать косвенные меры, например, предложить авторитетным сверстникам поддержать робкого ребенка.
Мастерство учителя проявляется осуществлением педагогического процесса, воспринимаемого ребенком в качестве свободно им выбранного. Для этого следует создать непринужденную обстановку, снять отрицательные эмоции, постоянно обогащать растущие духовные и познавательные потребности ребенка.
Педагоги обучают детей организации коллектива. Чтобы успешно организовать коллектив, учителю необходимо знать ряд основных принципов его формирования. Психологическая совместимость учителя с учениками – одно из важнейших условий эффективного учебного процесса. В связи с этим, большое значение для учителя приобретает знание того, как он воспринимается детьми. Это знание предоставляет ему возможность оценить свои личностные и профессиональные качества.
Формы и методы формирования коллектива младших школьников
Форма воспитания – это один из способов организации воспитательного процесса, в котором отражены отношения, складывающиеся между воспитателем и воспитанниками.
Принято выделять массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, каждая из которых обладает своей спецификой. Массовая форма работы характеризуется эпизодичным проведением воспитательных мероприятий и большим числом учащихся.
Групповым формам воспитания характерна продолжительность, постоянство в определенной группе.
Благодаря коллективной работе можно учитывать суждения, образ мысли товарищей, сопоставить их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество и взаимозависимость в процессе умственной деятельности приводит к большей осмысленности и осознанности изучаемых понятий, так как их рассматривают с разных сторон.
Коллективизм одухотворяет весь процесс работы, определяет выбор наиболее рациональных приемов и методов ее организации. Обучение в коллективной работе перестает быть только предметом индивидуальных забот, превращаясь в источник укрепления истинно коллективистических поведенческих мотивов.
В процессе укрепления коллективистских связей и развитии коллективистских отношений большую роль играют способы проведения досуга. При совместном проведении досуга дети приобщаются к коллективным переживаниям и действиям, что помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
Устойчивая форма коллективной жизни, эмоционально воплощающая нормы, обычаи и желания воспитанников – традиция. Традиции вызывают в детях гордость за свой коллектив. К основным принципам формирования педагогических традиций относят:
- безусловное принятие каждого учащегося, его сильных и слабых сторон;
- беспристрастную оценку поступков учеников;
- терпение и терпимость при достижении цели педагогического воздействия;
- диалогичное общение с учениками, использование чувства юмора в качестве неотъемлемого методического средства при работе с учениками;
- исключение значимости своего настроения при общении с детьми.
Методы воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, используемых в процессе разнообразной деятельности учеников, чтобы развить в них потребностно-мотивационную сферу, привить взгляды и убеждения, выработать навыки и привычки поведения, а также сформировать личностные свойства и качества.
На сегодняшний день наиболее удобна и эффективна классификация методов формирования коллектива Щукиной Г.И..Она выделила три группы методов:
- методы формирования сознания;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы формирования сознания направлены на формирование взглядов и понятий, убеждений и чувств, а также эмоциональное переживание требуемого поведения. Для выработки какого-либо качества необходимо хорошее понимание воспитанником значения рассматриваемого качества, он должен быть нравственно уверен в общественной и личной полезности того или иного типа поведения. К данной группе методов относят рассказ, этическую беседу, внушение и пр.
Внушение – это процесс словесного воздействия одного индивида на другого, которое не критикуется и не анализируется им, а принимается на веру.
Методы организации деятельности. Полезная деятельность помогает включению ученика во взаимодействие с большим числом людей, отношения могут проявляться в поступках, решениям, выборе линии поведении. Данная группа включает поручения, метод воспитывающих ситуаций и пр.
Методы стимулирования поведения и деятельности выполняют побуждающую, закрепляющую и контролирующую функции. Данная группа методов включает метод поощрения, наказания и соревнования.
- Поощрение – это способ выразить общественную положительную оценку поведения и деятельности какого-то конкретного ученика или коллектива.
- Наказание – это педагогическое воздействие, которое нацелено на предупреждение нежелательных поступков, вызов чувства вины.
- Соревнование – это направление естественной потребности учеников в соперничестве на воспитание необходимых человеку и обществу качеств.