Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология развития критического мышления

Определение 1

Технология развития критического мышления – это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида.

Определение 2

Критическое мышление – это соотнесение своих знаний с теми обстоятельствами внешнего мира, которые требуют принятия конкретного решения и активных действий.

Такое мышление помогает ориентироваться в огромных объемах информационных ресурсов и действовать в соответствии с конкретной информацией.

Развитие критического мышления очень важно для любого человеку, поскольку, оно является фундаментом развития творческого потенциала личности. Критическое и творческое мышление формируются параллельно: во взаимосвязи и взаимодействии.

Стадии формирования критического мышления

Развитие критического мышления реализуется посредством применения специальной технологии. Она ориентирована на выработку у учащихся следующих навыков:

  • Рефлексии – умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки.
  • Изобретательности –умения делать оптимальный выбор из множества вариантов и принимать решение в пользу конкретного.
  • Ответственности – умения отвечать за свои поступки и принятые решения.
  • Автономности – умения принятия себя, своего «Я» и действовать в соответствии со своими убеждениями, взглядами, целями и потребностями, даже, если это расходится с мнением большинства.
  • Бытийности – умения и желания искать смысл жизни, осознавать ее устройство

Данные навыки критического мышления формируются поэтапно. Выделяют следующие этапы в данной технологии:

  1. Вызов. Стадия прослушивания, восприятия и обсуждения информации. Педагог дает учащимся новую информацию и стремится активизировать их знания и умения, которые уже есть у них по данной теме или направлению деятельности. Таким образом происходит мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности. Они вспоминают, все, что им известно по данному вопросу, теме, развивают ее совместным обсуждением, задачей вопросов. Информацию можно записать, составить таблицы или графики данных, сформулировать гипотезы и построить логические цепочки. В это время происходит включение учащихся в работу. Без него дальнейшая деятельность окажется просто бессмысленной. К работе необходимо привлечь, мотивировать. Для этого используются различные приемы, позволяющие заинтересовать учащихся, активизировать их мыслительную работу.
  2. Осмысление содержания. Получение новых информационных данных. Педагог дает учащимся новую информацию, которая продолжает развитие исследуемой темы. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к данной проблеме и продолжили ее дальнейшее исследование. Учащиеся читаю, слушают новую информацию, стремясь ее осмыслить и осознать. Для этого, делаются какие-то пометки, записи, задаются дополнительные вопросы. Здесь требуется направить восприятие учащихся в нужное русло. Необходимо сделать так, чтобы учащиеся максимально хорошо усвоили информацию.
  3. Этап рефлексии. Здесь происходит творческая работа с информационными данными. Педагог дает задания творческого характера, которые необходимо выполнить учащимся. Они же, производят анализ информации, рассматривают данные, которые они знали до этого, сопоставляют их с новой информацией, формулируют гипотезы и проверяют их достоверность. Происходит выявление причинно-следственных связей между объектами или ситуациями, заполняются таблицы, делаются графики. Может быть организована дискуссия по конкретному вопросу или сформировано коллективное обсуждение. Задания, по конкретной теме, могут быть представлены в виде творческих работ. На этой стадии, происходит отброс учащимися той информации, которая им неинтересна, которая их не увлекла. Запоминается только актуальная информация. В этом и состоит целевое назначение реализации технологии развития критического мышления.
«Технология развития критического мышления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ



Рисунок 1.

Методы и приемы технологии развития критического мышления

Для развития критического мышления на каждой стадии ее реализации применяются разнообразные методы. К наиболее продуктивным относятся следующие:

  • Метод мозгового штурма. Данный метод применяется в разнообразных направлениях обучения. В данном случае, он ориентирован совместное обсуждение, имеющейся проблемы, информации по ней для нахождения какого-то решения. Метод способствует тренировке мозга для активизации мыслительной работы;
  • Метод кластеров. Он предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. Проблема записывается в центре листа, а вокруг нее делаются записи: гипотезы, имеющиеся данные по ней, идеи, предположения. Между ними рисуются связи;
  • Прием инсерт. Данный прием позволяет обозначить информацию, текстовые данные значками т.е. выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимыми сведения и т.д.;
  • Метод дискуссии. Без коллективного обсуждения, порой, очень сложно принять конкретное решение. Один учащийся может что-то пропустить, не уловить суть проблемы. Тогда, на помощь приходит коллективное обсуждение вопроса. В его ходе, необходимо вести краткий конспект идей, теорий, аргументов. Это расширяет горизонты представлений по исследуемой проблеме;
  • Прием незаконченных предложений. Данный прием актуально использовать на этапе рефлексии. Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. Предложения могут иметь следующий вид: «…если бы я не знал, как найти периметр прямоугольника, то…»;
  • Метод "корзина идей". Данный метод актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. Педагог озвучивает тему и ее ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней – им необходимо записать все ассоциации по данному направлению.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot