Форма воспитания – это вариант организации воспитательной деятельности с учетом конкретной цели, содержания, принципов, методов и закономерностей ее реализации, их связи и комплексной реализации.
Методы воспитания – это способы реализации воспитательной деятельности, ориентированные на достижение целевого назначения воспитания, связанного с личностным развитием ребенка.
Воспитание выступает педагогической деятельностью и важным направлением реализации образовательной деятельности в школе. Воспитание тесно связано с обучением и пронизывает весь образовательный процесс общеобразовательного учебного заведения. Она реализуется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, классными руководителями, завучами, директором, психологом и иными сотрудниками при их наличии.
Организация воспитательной деятельности в современной школе
На современном этапе социального развития к системе образования предъявляются новые требования. Процесс воспитания ориентируется в настоящее время на создание условий для самовоспитания, саморазвития личности учащегося, выработку у него потребности и желания развиваться и совершенствовать свои личностные качества.
Воспитание в современной школе требует:
- Организации специальной развивающей среды.
- Создания благоприятного психологического климата в учебном заведении.
- Создание условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого учащегося.
- Создание условий для формирование потребности в самовоспитании и саморазвитии учащихся.
Воспитательная система школы представляет собой системный процесс: взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности всех участников учебно-воспитательной деятельности, с применение оптимальных методов и средств воспитания и форм его реализации, отвечающих тенденциям современной образовательной среды и направлениям развития педагогической науки.
Система школьного воспитания, в настоящее время, опирается на следующую концепцию личностного развития:
- Развитие личности, способной к адаптации к быстрому прогрессу и развитию общества, ориентации в новых условиях жизнедеятельности с сохранением своего мировоззрения и нравственных ориентиров деятельности;
- Развитие социально активной и инициативной личности, способной действовать в нестандартных обстоятельствах и принимать сложные решения в жизненных ситуациях разного рода;
- Развитие у личности навыков самостоятельной продуктивной деятельности в разных сферах;
- Формирование личности, испытывающей потребность в успехе, саморазвитии и самовоспитании;
- Создании личности, обладающей юридической грамотностью, правовыми основами жизнедеятельности;
- Развитие конкурентоспособной личности в конкретной профессиональной области;
- Формирование личности с национальным самосознанием, наделенной патриотическими качествами, толерантными свойствами.
Данная концепция требует пересмотра методов воспитательной работы школы. Особая роль в воспитательном процессе школы отводится классному руководителю. Воспитательная функция – одна из ведущих в его профессиональной деятельности.
Правила организации воспитательной работы современным классным руководителем
Деятельность классного руководителя сегодня основана на создании условий для полноценного развития личности учащегося, формирования у него духовно-нравственных ориентиров деятельности, выработку основ самосознания и саморазвития.
В текущих реалиях социального развития от классного руководителя требуется:
- Занять авторитетную позицию в коллективе учащихся и среди их родителей. Авторитет педагога позволяет ему завоевать расположение учащихся. Наличие авторитета дает педагогу возможность предъявлять определенные требования к учащимся, мотивировать их к деятельности. Чтобы завоевать авторитет классный руководитель должен быть справедливым, выполнять обещания, признавать учащегося в качестве равноправного партнера по общению, при принятии решений, признавать свою неправоту, уважать мнение учащихся и родителей, их потребности и интересы.
- Минимизация формализма в общении. Естественно, во взаимодействии между педагогом и учащимися должны быть определенные рамки. При этом, необходимо сформировать систему доверительных отношений, чтобы учащиеся могли открыться педагогу, доверить ему свои переживания, поделиться проблемами, попросить помощи в их разрешении.
- Применение демократического стиля педагогического общения. Он предполагает добродушное отношение к учащимся, предоставление им равноправия и равнозначности.
- Установление связи с родителями. Система школьного воспитания должна быть тесно связана с воспитанием в семье. Потому, необходимо выработать единую направленность воспитания каждого учащегося. Изучение семейной обстановки, условий быта учащегося- важное направление данной деятельности.
- Использование новых форм воспитательной работы: воспитательные мероприятия, внеклассные занятия и т.д.
Организация внеклассной воспитательной работы в школе
Внеклассная воспитательная работа – это вариативная деятельность учащихся, реализуемая вне учебных занятия и направленная на их творческое развитие, интеллектуальный рост, укрепление здоровья, эмоциональное развитие.
Внеклассная воспитательная работа требует такой организации, которая поможет разнообразить деятельность учащихся, стимулирует их интерес к творческой деятельности и поможет занять свободное время учащихся полезной, развивающей деятельностью.
Внеклассная воспитательная работа современной школы реализуется по следующим направлениям:
- Организация разнообразной творческой деятельности. Такая деятельность должна быть вариативной, чтобы ориентироваться на удовлетворение потребностей и творческого продвижения учащихся разных возрастных групп и особенностей развития. В школах создаются кружки, лаборатории, научные центры, имеются библиотеки и кабинеты информатики, которые позволяют найти что-то для себя и реализовать свой творческий потенциал.
- Создание ситуация переживания успеха. Организуются разнообразные конкурсы, соревнования, выставки работ разной направленности, которые стимулируют к творчеству и саморазвитию.
- Проведение экскурсий. Экскурсии могут иметь разную направленность: знакомство с историческими объектами, экологическое воспитания, изучение устройства окружающего мира, биологические исследования и т.д. Такая деятельность носит практическую направленность, а, следовательно, вызывает интерес у учащихся.
- Организация школьного самоуправления. Оно воспитывает дисциплину, формирует организационные навыки у учащихся, воспитывает чувство долга и ответственности, учит принимать решения.
- Проведение праздников и развлекательных занятий. Могут быть устроены разнообразные игры – познавательного, творческого, спортивного характера в определенные дни недели. Также, организуются празднования различных праздников. Это способствует социальному развитию личности каждого учащегося.