Ухудшение здоровья детей
Современные научные исследования и официальная статистика свидетельствуют о том, что за последние 15-20 лет отмечается значительное ухудшение здоровья российских школьников, что не может не вызывать серьезных опасений.
В конце 90-х годов прошлого века ученые отметили несколько негативных тенденций в изменении состояния здоровья детей школьного возраста — снижаются показатели физического развития, увеличивается количество учащихся с патологией органов зрения и нарушениями нервно-психического развития. К 8-му классу количество здоровых школьников сокращается в 4 раза, в 2 раза возрастает количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Фиксация обозначенных негативных явлений и тенденций необходима, чтобы объективно понимать существующие реалии. При этом важно анализировать причины их появления, то есть факторы, которыми обуславливается их возникновение и развитие.
Факторы, влияющие на здоровье детей
Одно из наиболее распространенных утверждений заключается в том, что школа — практически главный негативный фактор влияния на здоровье детей школьного возраста.
Однако, нельзя забывать, что в соответствии со статистическими данными большинство детей с детства имеют проблемы со здоровьем. Больными рождается около 40 % детей. Такая негативная тенденция выводит на первый план генетические факторы, так как ухудшение здоровья детей связано с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, а также возрастанием частоты патологии беременности и родов.
Болезни органов дыхания обуславливаются преимущественно влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды. Например, у детей, которые живут в городах рядом с крупными магистралями, в 2 раза чаще, чем у остальных, отмечают заболевания глубоких отделов органов дыхания, а также хронические болезни миндалин и аденоиды.
Болезни органов пищеварения во многом спровоцированы социокультурными факторами, которые серьезно изменили за последние 20 лет традиционный для России рацион и режим питания.
Иными словами, среди факторов негативного воздействия на организм ребенка, школа занимает далеко не первое место.
Перегруженность детей
Часто в качестве определяющего фактора ухудшения здоровья детей рассматривают растущий объем учебной информации и интенсивность учебного процесса.
Проблема учебных перегрузок начала обсуждаться еще в 1970-80-х годах прошлого века, но в полной мере относится и к сегодняшним реалиям. В качестве основных факторов перегрузки школьников принято выделять:
- процесс активной компьютеризации, создающий дополнительную нагрузку на зрение и психику;
- несоответствие объемов учебных программ, их информативной насыщенности функционально-возрастным возможностям учеников;
- стрессогенность системы организации образовательной деятельности и множественность изучаемых предметов;
- вынужденность большинства городских школьников-старшеклассников дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами.
Наиболее пристальное внимание специалисты уделяют количественному фактору школьных учебных нагрузок в школах нового типа — гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также в профильных классах старшей школы. При такой системе обучения могут отмечаться выраженные нервно-психические нарушения, повышенная утомляемость, которую сопровождают иммунные и гормональные дисфункции, снижение сопротивляемости организма болезням. Такую ситуацию объясняют крайне высоким объемом учебной нагрузки.
Часто всю ответственность за учебные нагрузки и состояние здоровья школьников возлагается на учителя, а точнее на его непрофессионализм и некомпетентность.
Нельзя отрицать, что неблагополучие здоровья школьников возникает в связи с недостаточным уровнем грамотности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Низкий уровень профессиональной компетентности учителей в вопросах здоровьесбережения может наносить определенный вред физическому и психическому здоровью учащихся школ. Незнание или игнорирование учителями гигиенических требований к режиму образовательного процесса, могут превращаться в причину серьезных перегрузок школьников: ими провоцируется не только повышенная утомляемость, но и заболевания органов зрения, нервной системы и пр.
Таким образом, в проблематике состояния здоровья школьников в современной научной теории значительная роль отведена стереотипам, которыми воспроизводится упрощенный взгляд на рассматриваемое явление.
Школу нельзя исключить из числа факторов негативного воздействия на здоровье детей, но необходимо помнить, что в реальности сложившаяся ситуация — гораздо более сложная. По своей сути, эту проблему можно определить в качестве рискогенной ситуации, то есть несущей разнообразные потенциальные угрозы и возможные негативные проявления:
- Первая потенциальная опасность — это отсутствие научного знания о факторах негативного воздействия на здоровье детей. Сегодня необходимо иметь объективные знания о первоочередных причинах негативных изменения в здоровье школьников, рейтингах факторов, негативно влияющих на здоровье детей.
- Вторая потенциальная опасность — это выделение учебных перегрузок в качестве основного риск-фактора, исключительно как количественного показателя, и сведение решения данной проблемы только к сокращению объемов нагрузок, а не изменению самого подхода к обучению.