Основные виды универсальных учебных действий
УУД (универсальные учебные действия) – это базовый элемент умения учиться, представляющий собой совокупность способов действий ученика и его навыков учебной работы, которыми обеспечивается его возможность самостоятельного развития и совершенствования в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
В составе основных видов УУД принято выделять четыре блока:
- личностные;
- регулятивные, включающие саморегуляцию;
- познавательные, состоящие из логических и знаково-символических;
- коммуникативные.
Четкое разграничение названных видов учебных действий дает возможность выделить им приоритетное место при изучении каждого конкретного учебного предмета. Следует кратко охарактеризовать каждый названный блок УУД в соответствии с его основными функциями, психологическим содержанием, основными закономерностями и стадиями возрастного развития, предметными связями, возможностями целенаправленного формирования.
Личностными УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учеников, то есть умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственную сторону поступка, а также самоопределение и ориентация в социальных и межличностных ролях и отношениям, что формирует ценностную структуру личностного сознания.
Регулятивными УУД обеспечивается процесс организации учениками собственной учебной деятельности. К ним относят:
- целеполагание в качестве постановки учебных задач на основании соотнесения того, что ученики уже усвоили, с тем, что им еще не известно;
- планирование предполагает выстраивание определенной последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат;
- контроль как сличение способа действия с его результатом, который был задан эталоном, чтобы обнаружить отклонения от эталона;
- коррекция предполагает внесение дополнений в способ действия, если обнаружены расхождения с эталоном, реальным действием и его продуктом;
- оценка состоит из выделения и осознания учениками того, что они уже усвоили и что еще должны усвоить;
- волевая саморегуляция в качестве способности мобилизовать силы и энергию.
Познавательные УУД состоят из общеучебных, логических, знаково-символических учебных действий.
Общеучебные УУД состоят из:
- самостоятельного выделения и формулирования познавательных целей;
- поиска необходимой информации;
- структурирования знаний;
- постановки и формулировки проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности в процессе решения творческих и поисковых проблем.
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой сфере знания. В школьном обучении – это способность учащихся производить простые логические действия и операции.
Знаково-символические УУД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, то есть это моделирование, отображение учебного материала, выделение существенного, формирование обобщений.
Коммуникативными УУД обеспечивается социальная компетентность и сознательная ориентация учеников на позиции окружающих людей, умение выслушать и вступить в диалог, коллективно обсуждать проблему и пр.
Составление списка литературы по УУД и аннотации к статье
Список литературы по УУД должен состоять в основном из журнальных статей. В первую очередь необходимо использовать журналы «Начальная школа», «Начальная школа плюс до и после», «Начальное образование».
Статьи, которые подбираются для списка, должны отражать вопросы формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся школы.
Можно выделить следующие основные требования к списку литературы:
- список должен состоять не менее, чем из 20 статей;
- можно включить в список 2-3 книги, название которых содержит вопросы формирования УУД;
- список может содержать не более 5 интернет-источников, для которых должен быть указан автор, название источника и сайт;
- список оформляют в печатном виде в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями.
Например:
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций /Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 417с.
- Иванова Т.П. Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД // http://kursk-sosh7.ru/obychenie/bibliot-statei/68-soobshhit-ob-oshibke.html.
- Нечаева, Н.А. Урок математики в условиях внедрения стандартов второго поколения"/ Н.А. Нечаева // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С.45-47.
- [/Пример]
Аннотации следует составлять только к журнальным статьям. Выделяют следующие основные требования к аннотации:
- указать автора и название статьи, название журнала, год его издания, номер и страницы, на которых расположена статья, например: Аннотация на статью Н.А. Нечаевой "Урок математики в условиях внедрения стандартов второго поколения" // Начальная школа - 2011. - № 12. - С.45-47.
- в аннотации необходимо раскрыть основное содержание рассматриваемой статьи, выделить ключевые идеи, указать наиболее интересные ее моменты;
- стоит отметить те идеи статьи, которые заинтересовали лично Вас и привести объяснение, чем именно это интересно;
- в аннотации должны быть выделены вопросы, возникшие при прочтении статьи, то есть ряд непонятных или спорных моментов;
- нельзя просто копировать аннотацию, уже данную автором или редакцией журнала, опубликовавшего статью;
- объем аннотации не может меньше половины стандартного листа бумаги;
- после аннотации обычно идет промаркированный цвет статьи.
Обычно в статье проставляют крупные маркеры наиболее важных моментов, например:
- восклицательный знак – наиболее интересные для составителя аннотации моменты и идеи;
- знак плюс – главные идеи статьи;
- вопросительный знак – идеи, вызывающие вопросы.
В тексте статьи цветом можно выделить наиболее значимые абзацы или предложения.