Понятие стандартизации в образовании
Стандартизация образования – это разработка и использование системы некоторого количества показателей и параметров, принятых в качестве государственных норм образовательного процесса, в которых отражены общественные образовательные идеалы, а также возможности каждой личности по их достижению.
Главная научная организация, занимающаяся координированием разработки государственных образовательных стандартов (ГОСов) – Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Творчество в системе образования
Творчество – это тип деятельности, предполагающий создание чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творчеством предполагается, что личность обладает способностями, мотивами, знаниями и умениями, благодаря которым становится возможным создание продукта, отличающегося новизной.
Понятие творчества принято рассматривать в двух аспектах: в качестве создания нового, что ранее не было известно, и в качестве способности принять лучшее решений в рассматриваемой практической ситуации. В связи с этим принято рассматривать социальный и психологический критерии творчества.
Также необходимо различать субъективную и объективную стороны творчества. С объективной точки зрения его определяет конечный продукт – научное открытие, новизна исследования, изобретение, рационализация. При этом масштаб его может резко отличаться, но присутствие социальной ценности и новизны решения в нем обязательно. С субъективной позиции творчество определено самим процессом, даже если его конечный продукт и не имеет необходимого объема социальной ценности и новизны. Иными словами, индивид открывает в творчестве что-то новое о себе и для себя.
Соотношение творчества и стандартизации в образовании
Суть проблемы творчества преподавателя в условиях стандартизации состоит в несовместимости, на первый взгляд, самих понятий «стандарт» и «творчество».
Стандарт – это некоторый образец, в соответствии с которым должны формироваться все признаки, свойства и качества объекта, а также документы, содержащие какие-либо сведения, например, ФГОС.
Творчество же – это процесс создания новых культурных и материальных ценностей. При этом новое не всегда способно влиться в привычные рамки.
В определенном смысле стандартизация необходима, но учитель – профессия творческая. И задача вписать творчество в стандарт – довольно трудная.
Определенный набор требований к преподавателю, так же, как и к ученику, предъявлялся во все времена. Это контролировалось ранее и продолжает контролироваться сейчас, иначе нельзя. Все эти требования и есть стандарт.
Стандарт не ограничивает учительскую свободу, выступая элементом тотального контроля, признаком установления административно-командной системы управления. В стандартах отражена стратегия развития образования в стремительно изменяющемся мире, они выступают инструментом повышения качества образования, помогая вывести отечественное образование на международный уровень, а это является объективным измерителем квалификации педагога, симбиозом ремесла и творчества, средством отбора педагогических кадров.
Свобода преподавателя выражается его творчеством. Педагогическая деятельность не может быть не творческой, так как каждый ребенок уникален, обстоятельства и личность самого преподавателя неповторимы, а любое педагогическое решение должно быть основано на этих нестандартных факторах.
Творчество – это своеобразное искусство общения учителя и учащихся.
Подразумевая под творчеством определенный тип деятельности человека, выделяют ряд проявлений творчества преподавателя в системе ФГОС:
- умение внедрить науку в практическую деятельность;
- способность разрабатывать научно-практические методики, то есть инструментарий внедрения;
- возможность основываться на опыте других преподавателей, адаптируя его под условия своей деятельности;
- прогнозирование педагогической деятельности, создание педагогических инноваций и технологий;
- умение вносить корректировки в свою деятельность, в соответствии с изменениями социальных и региональных установок;
- проявление гибкости в педагогической деятельности: принятие оптимальных решений в каждой конкретной ситуации;
- выход за границы существующей системы знаний;
- возможность противостоять педагогическому консерватизму;
- стремление применить знания в разных педагогических ситуациях и условиях;
- возможность взаимодействовать в тесной взаимосвязи с разными общественными организациями и родительскими обществами, структурами бизнеса и органами местного самоуправления.
Иными словами, преподаватель проявляет свое творчество, внедряя новые методы, технологии, приемы, формы работы при разработке УМК.
Профстандарты предъявляют следующие требования к творческой деятельности прподавателя:
- разрабатывать, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- использовать ряд специальных подходов к обучению, с целью включить в образовательный процесс всех учеников, включая детей с особыми образовательными потребностями: учеников с выдающимися способностями; учеников, для которых русский язык – не родной; учеников с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную и др., учитывая возможности образовательной организации, места жительства и историко-культурное своеобразие региона;
- учитывать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Объект педагогического творчества и его конечный результат – ученик. И у него в этом плане есть возможности:
- развивать стремление к инновационной продуктивной деятельности;
- выбрать учебные курсы и интересующие внеурочные курсы;
- принимать участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней;
- выстраивать собственный учебный план;
- участвовать в проектно-исследовательской деятельности, что позволяет учащемуся раскрывать природные способности, творческий потенциал, расширять знания по интересующему предмету.