Содержание дошкольного этапа образования в соответствии со стандартами ФГОС
Содержание образования – это разнообразный социальный опыт, преподносимый педагогами в определенным образом обработанной форме с целью ознакомления с ним и последующего его усвоения учащимися.
На дошкольном этапе развития происходит формирование основных личностных качеств учащихся. Образование в этот период ориентировано не просто на преподнесение знаний, но и оказание помощи в развитии социальных навыков, упрощение протекания процесса адаптации, усвоения культурных норм и ценностей, формирование мировоззрения. Это требует тщательной подготовки содержания программ дошкольного обучения.
Фактически, содержание дошкольного образования раскрывает его суть. Оно напрямую связано с развитием личности во всех сферах и формировании ее основных навыков. Содержание образования напрямую указывает на те общечеловеческие ценности, которые будут усвоены личностью. От содержания образования зависит развитие способностей построения своей жизнедеятельности, развитие навыков самостоятельности и способности осознанно строить свою дальнейшую жизнедеятельность.
Формирование содержания дошкольного образования осуществляется на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов;
- Программам дошкольного образования;
- Дополнительных образовательных учреждений;
- Степени развитости и качества образовательных услуг;
- Необходимости развивать концепцию здорового образа жизни;
- Социальной политики государства.
Федеральные стандарты в сфере образования определяют особенности развития системы дошкольного образования. Благодаря стандартам, дошкольному этапу обучения уделяется повышенное внимание и возрастают требования к построению программ обучения и их качеству. Таким образом, развитие дошкольного образования перешло на новый, более продуктивный уровень, о чем свидетельствуют результаты, проведенного мониторинга функционирования системы.
Согласно стандартам ФГОС, в системе дошкольного образования были определены новые направления развития детской личности. Они именуются образовательными областями. Всего предусмотрено пять образовательных областей:
- Развитие сферы познания. Предполагается развивать познавательную заинтересованность и мотивировать детей к познанию, стимулировать их любознательность и удовлетворять интересы и потребности в познании.
- Развитие в области социальной коммуникации. Оно предполагает приобщение к социальным нормам, следование им, формирование коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие навыков самостоятельности и способности находить общий язык с людьми различных социальных и возрастных категорий.
- Развитие речи. Основывается на формировании навыков построения речевых конструкций, грамотного произношение, расширение словарного запаса, ясного и четкого звукового произношения.
- Развитие физических качеств. Развивает навыки двигательной деятельности, прививает спортивную заинтересованность, стремление к регулярным физическим занятиям, помогает приобщить детей к следованию концепции здорового образа жизни.
- Развитие художественных и эстетических качеств. Предполагает формирование ценностного и смыслового восприятия культуры и искусства, окружающего мира, любви к природе и искусству, эстетического мировосприятия.
Посредством содержания дошкольного образования предполагается:
- Подготовить базу для нормального прохождения процесса социальной адаптации, осведомленности ребенка и формирования его последующей компетентности в жизни и деятельности;
- Воспитать задатки научного мировоззрения;
- Сформировать позитивное отношение к окружающему миру;
- Сформировать позитивное отношение к окружающей действительности;
- Сформировать потребности в реализации своего творческого потенциала;
- Развить ценностное отношение к различным видам деятельности: практической, духовной, творческой.
Принципы построения системы дошкольного образования
Содержание дошкольного образования строится в соответствии с конкретными принципами, которые необходимо реализовывать, чтобы достичь основных целей и задач образования и повысить его качество.
Такими принципами являются:
- Принцип полноценного прохождения ребенком всего этапа детства и расширение сферы его развития. Здесь предполагается развивать ребенка, его личностные качества. Педагоги используют разнообразные виды деятельности с учетом их возрастного этапа развития. В основном развитие осуществляется за счет применения игровой деятельности.
- Принцип индивидуальной ориентации. Процесс обучения строится с учетом индивидуальных способностей и уровня развития каждого ребенка. Ребенок, в данном случае, выступает субъектом выбора и реализации содержания обучения. Он занимает активную позицию. Его познавательные способности и потребности, стремления и интересы учитываются педагогами. Это обеспечивает уход от формирования личности, с заранее установленными качествами, а помогает развитию всех сторон и свойств личности, раскрытию природных задатков.
- Принцип построения сотруднических взаимоотношений между педагогами и учащимися. Ребенок ставится на одну ступень с педагогом. Его интересами и потребностями нельзя пренебречь. Основными видами совместной деятельности педагога и учащихся являются: игровая деятельность, проектная, мастерская, экспериментальная, наблюдательная, творческая, чтение.
- Принцип ориентации на инициативность. Предполагает развивать в детях инициативу и проявлять ее на практике. Для этого должны быть созданы условия для творческой, познавательной деятельности, исходя из интересов детей. Кроме того, нужно создать положительный микроклимат в учебном учреждении, помогать им разрешать проблемы, учитывать приоритетные возрастные сферы.
- Принцип построения системы сотрудничества учебного учреждения и семьи. Чтобы учащиеся полноценно развивались, требуется построить идентичную систему воспитания. Семейное воспитание не должно противоречить, противостоять воспитательной концепции дошкольного учебного заведения. Согласованные действия педагогов и родителей помогают достичь максимальных успехов в обучении.