Понятие адаптации к обучению
Адаптация к обучению – это процесс физического и психологического привыкания учащегося к новым социальным условиям в рамках перехода к систематическому обучению в учебном учреждении. Длительность периода адаптации зависит от массы факторов и составляет в среднем 3-6 месяцев.
Формирование личности, способной успешно социализироваться в обществе, а также активно адаптироваться на рынке труда – одна из важнейших задач современного образования.
Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует вырабатывать новые формы поведения, которые позволяют им соответствовать своему новому статусу.
Успешность адаптации студентов к обучению в колледже является многоуровневым процессом, включающим составные элементы социально-психологической адаптации и помогает развивать интеллектуальные и личностные возможности студентов.
В условиях социально-психологической адаптации студенты осмысливают свою новую социальную роль – в процессе деятельности, общения и самосознания преобразуется их внутренний потенциал за счет адаптационных механизмов: когнитивного, эмоционального, практического, которыми обуславливается поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности.
Основной адаптации студентов колледжа к процессу обучения является процесс создания для них наиболее оптимальных условий, способствующих тому, чтобы студенты безболезненно вошли в учебную среду.
Работа педагогического коллектива колледжа по сопровождению первокурсников, включают следующие действия:
- провести диагностику студентов-первокурсников, чтобы определить степень их адаптированности к процессу обучения;
- сформировать у первокурсников позитивные учебные мотивы;
- установить и поддерживать социальный статус первокурсников в новом коллективе;
- предупреждать и нивелировать психологический и физический дискомфорт, связанный с новой образовательной средой;
- проводить мероприятия по психолого-педагогическому просвещению педагогов воспитателей общежитий;
- оказать индивидуальную помощь нуждающимся студентам, и их родителям и законным представителям;
- координировать действия всех сотрудников, чтобы решить задачи адаптации первокурсников.
Причины трудностей в адаптации
Анализ результатов процесса адаптации первокурсников, дал возможность выявить ряд основных причин, вызывающих трудности адаптации к обучению. В их числе:
- специфическое отношение к себе, к собственным возможностям и способностям, к собственной деятельности и ее результатам;
- учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен быть основан на адекватном оценивании собственных действий и возможностей.
Адаптация может продолжаться от 2-3 недель до нескольких месяцев, ее длительность зависит от социальной зрелости студентов и их психологических особенностей.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению студентов-первокурсников рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение мероприятий, условно делимых на 4 этапа.
- первый этап (сентябрь) – изучение мотивов поступления в учебное заведение посредством психологического диагностирования, беседы с будущим абитуриентом;
- второй этап (сентябрь - октябрь) – предполагает участие абитуриента в адаптационной работе, цель которой: познакомить студентов с новыми условиями обучения, снять дефицит информации студентов друг о друг, посредством проведения социально-психологических тренингов, семинаров для классных руководителей;
- третий этап (ноябрь - декабрь) – изучение статуса студента в коллективе и степень удовлетворенности обучения в данном учебном заведении. Данный этап предполагает посещение учебных занятий, составление рекомендаций для классных руководителей, родителей студентов, консультирование всех участников образовательной деятельности;
- четвертый этап (второй семестр) – коррекционная и просветительская деятельности, проведение групповых и индивидуальных занятий в колледже и общежитии по развитию коммуникативных навыков, уверенность в своих силах и пр.
Результаты реализации этой работы выражаются:
- определением студентов из группы риска, в процессе адаптации которых могут встречаться глубокие и продолжительные кризисы;
- осознанием первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
- освоением ими адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
- развитием у студентов мотивов учебной деятельности;
- осознанием ими правильности сделанного профессионального выбора;
- разработкой занятий с элементами тренинга, направленного на развитие навыков уверенного поведения, профилактика асоциального поведения.
В начале каждого учебного года в группах нового набора проводят диагностику самооценки психических состояний студентов, диагностируют уровень адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже, уровня общительности.
Успешная адаптация студентов к колледжу в современных условиях практически невозможна без комплексной психолого-педагогической работы, направленной на создание благоприятных социально-психологических и образовательных условий обучения и жизнедеятельности.