Понятие и содержание социально-педагогического процесса
Социально-педагогический процесс – это специально разработанное пространство, в котором реализуется активное взаимодействие учащихся и педагогов в социальной среде, затрагивающее вопросы содержания образования с применением средств социального развития.
Такой процесс строится на основании взаимодействия не простого педагога и учащихся, а социального педагога, чья деятельность ориентирована на решение разнородных социальных проблем, факторов, в той или иной степени, влияющих на процессы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Проблемы социального развития личности, в данном случае, решаются педагогическими методами и средствами. Социальный педагог оказывает личности помощь в решении ее социальных проблем, препятствующих ее плодотворному обучению.
В основе построения социально-педагогического процесса лежит определенная социально-педагогическая цель, которую необходимо решить и методы деятельности, ориентированные на достижение данной цели.
Кроме того, существует и иное понимание и рассмотрение социально-педагогического процесса. Оно связано с его восприятием в качестве стихийного, а не организованного, влияния социальной среды на развитие отдельной личности, т.е. среда влияет на человека, что требует придания этому процессу определенной организованности.
Как уже было отмечено, социально-педагогический процесс реализуется конкретными специалистами – социальными педагогами. Он занимается разработкой программы социального развития личности и выполняет последовательность действий, ориентированных на ее реализацию.
Социальный педагог, его позиция в социально-педагогической деятельности имеет весомое значение в ее реализации и продуктивности. В своей профессиональной деятельности, социальный педагог руководствуется требованиями общества – социальным заказом и, имеющимся у него опытом социальной жизнедеятельности т.е. тот опыт, который он получил в ходе своего воспитания и обучения, профессионального развития, культурного обогащения.
Содержание социально-педагогического процесса, его направленность определяют объекты данного процесса. У них имеются определенные социальные проблемы и потребности, а также стремление к социальному совершенствованию. Это обуславливает разработку содержания социально-педагогической деятельности, ориентированного на коррекцию социального развития учащегося и создание условий для его социального совершенствования.
Отличительные признаки социально-педагогического процесса
К основным характеристикам социально-педагогического процесса относятся следующие:
- Социальная направленность процесса.
- Использование педагогических средств социального развития личности.
- Непосредственный характер деятельности т.е. прямое воздействие на конкретную личность и ее развитие в социальной сфере деятельности.
- Опора в ходе деятельности на воспитательный потенциал социальной среды – используются ее воспитательные возможности для достижения целевого назначения социально-педагогической деятельности.
- Достижение в ходе организации взаимодействия между субъектом и объектом данного процесса социального идеала.
Этапы социально-педагогического процесса
Как и любой процесс, социально-педагогический имеет поэтапную структуру реализации. она включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный или организационный этап. На нем определяется целевое назначение и содержание социально-педагогической деятельности. Такая деятельность направлена на конкретную личность, ее индивидуальные особенности развития и социальные потребности. Работа на данном этапе начинается с проведения диагностики уровня социального развития конкретной личности, ее потенциала, наличия социальных проблем. Здесь же, выявляется социальная позиция личности, его отношение к социальной сфере, своему участию в социальных отношениях, а также наличие потребности в саморазвитии и самоутверждении. После диагностирования происходит постановка социальной проблемы конкретной личности и педагогических возможностей ее устранения, т.е. какими педагогическими методами и средствами возможно устранение данной проблемы. После этого составляется прогноз социального развития личности на краткосрочную и долгосрочную перспективу. После этого определяется цель социально-педагогической деятельности и моделируется социально-педагогический процесс т.е. выстраивается его содержание. Оно позволяет социальному педагогу выбрать актуальные технологии деятельности, позволяющие полноценно реализовать ее содержание и достичь ее целевого назначения.
- Практическая социально-педагогическая деятельность. Она связана с реализацией содержания работы и применением выбранной социально-педагогической технологии, методики ее реализации. Работа начинается с установления взаимодействия между социальным педагогом и объектом социального развития. Далее реализуется работа по включению объекта в процессы саморазвития и самореализации, самовоспитания и самообучения. Социальный педагог расширяет свой опыт деятельности в конкретном случае, во взаимодействии с конкретным субъектом. Это способствует развитию его опыта социально-педагогической деятельности и повышению качества своей работы, направленной на достижение конкретного результата.
- Заключительный этап. Он связан с анализом хода реализации социально-педагогического процесса, оценкой его результативности в целом, а также, оценкой эффективности каждого конкретного мероприятия. Здесь оценивается степень решения существующей социально-педагогической проблемы, развитие социального потенциала отдельной личности и выработки потребности в социальном совершенствовании. Здесь же, оцениваются положительные и отрицательные стороны работы, ее результативности. Социальный педагог оценивает свою деятельность: насколько она была эффективной и качественной, принесла ли она должный эффект социального развития личности.