Социально-педагогическая технология — это совокупность методов и приемов, которые применяются социальными педагогами и отдельными социальными службами в процессе взаимодействия с подрастающим поколением для обеспечения успешности его социализации.
История формирования и развития социально-педагогической технологии
Впервые понятие «социально-педагогическая технология» появилось в США. Изначально оно использовалось в качестве термина обозначающего технологии образования.
Потребность в появлении данного понятия связано с тем, что в 40-х годах происходит внедрение в образовательный процесс различных проигрывателей, магнитофонов и др. Со временем инноваций становилось все больше, а их использование в системе обучения и воспитания, объединили в одно общее направление – педагогические технологии.
Педагогические технологии используются в двух основных направлениях (областях):
- Технологии, применяемые в технических дисциплинах – направлены на разработку и использование в образовательном процессе разнообразных технических средств, которые будут способствовать повышению эффективности процесса обучения.
- Технологии, применяемые в гуманитарной области знаний – теория воспитания и обучения, в рамках которой определена конкретная воспроизводимость и заданность результатов воспитательно-образовательной деятельности.
В отечественной педагогике, социально-педагогические технологии, впервые были рассмотрены и подробно описаны в 20-30-х годах А.С. Макаренко, который придавал им большое значение в проектировании личности ребенка. Социально-педагогические технологии способны задать определенные качества и свойства личности, в процессе воспитания и обучения детей.
Дискуссия о значимости и сущности социально-педагогической технологии в образовательном процессе завершилась в 80-х годах, когда они стали повсеместно внедрятся в практику. Большое влияние на это оказали разработки таких педагогов-исследователей как:
- Ш. А. Амонашвили – разработка гуманно-личностной технологии воспитания и обучения;
- В. П. Беспалко – технология программированного обучения;
- С. Н. Лысенкова – технология перспективно-опережающего обучения;
- В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др. – технологии педагогических систем воспитания и обучения.
В зарубежной и отечественной теории и практики социально-педагогическая технология используется в двух основных значениях:
- Совокупность методов, средств и приемов, необходимых для успешной реализации процессов воспитания, обучения и социализации учащихся (воспитанников).
- Научное описание определенного способа или метода организации воспитательно-образовательного процесса.
Современное понимание и сущность социально-педагогической технологии
В настоящее время под социально-педагогическими технологиями понимаются систематические методы применения, планирования и оценивания воспитательно-образовательного процесса и успешной социализации подрастающего поколения. С этой целью используются человеческие и технические ресурсы, а также процесс продуктивного взаимодействия между ними.
Основная цель социально-педагогических технологий – построение процессов воспитания и обучения, гарантирующих полноценное и всестороннее развития личности учащихся (воспитанников), их социализацию в современном обществе.
Социально-педагогические технологии включают в себя комплекс системного анализа, отбора, конструирования и контроля реализуемого воспитательно-образовательного процесса. Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, направлены на достижение поставленной цели и получение конкретного результата.
Таким образом, социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью педагогической и социальной технологий.
Сущность социально-педагогической технологии состоит том, что данный вид деятельности, имеющий свою структуру, благодаря которой она способна поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.
Основные компоненты социально-педагогической технологии – целеполагание, определенные способы, действия, инструментарий и оценка полученных результатов деятельности.
Социально-педагогическая технология является основой социально-педагогической деятельности, которая направлена на формирование у ребенка необходимых коммуникативных навыков, адаптации его в окружающей среде и т.д.
Использование социально-педагогических технологий способствует поэтапному выделению структурных компонентов деятельности педагога и постепенному достижению необходимого результата.
Внедрение социально-педагогических технологий в образовательную деятельность осуществляется социальным педагогом и обеспечивает значительную экономию средств и сил, построение научной социально-педагогической деятельности, эффективное решение задач и целей воспитания и обучения.
Современные социально-педагогические технологии позволяют успешно решать весь спектр задач, стоящих перед социальной педагогикой, социальной диагностикой, социальной профилактикой, социальной адаптацией и социальной реабилитацией.
Признаки и структура социально-педагогической технологии
Существенными признаками социально-педагогической технологии являются:
- Технология разрабатывается исключительно на основании и с использованием научных знаний.
- Учет специфики той области, в которой предусматривается использование технологии.
- Наличие двух основных форм выражения технологии: проект (письменный) и непосредственная практическая деятельность.
- Осознанная, предварительная и сознательная разработка операций технологии.
- Последовательное осуществление всех операций социальной деятельности.
Структура социально-педагогической технологии:
- Определение и постановка основной цели.
- Опора на стандарт деятельности (процедуры, действия, культура исполнения и т.д.).
- Определение решения.
- Логика и содержание решения поставленных задач, составление научно-обоснованного проекта.
- Реализация проекта по заранее составленному алгоритму.
- Определение и анализ полученного результата.