Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-педагогическая технология

Определение 1

Социально-педагогическая технология — это совокупность методов и приемов, которые применяются социальными педагогами и отдельными социальными службами в процессе взаимодействия с подрастающим поколением для обеспечения успешности его социализации.

История формирования и развития социально-педагогической технологии

Впервые понятие «социально-педагогическая технология» появилось в США. Изначально оно использовалось в качестве термина обозначающего технологии образования.

Потребность в появлении данного понятия связано с тем, что в 40-х годах происходит внедрение в образовательный процесс различных проигрывателей, магнитофонов и др. Со временем инноваций становилось все больше, а их использование в системе обучения и воспитания, объединили в одно общее направление – педагогические технологии.

Педагогические технологии используются в двух основных направлениях (областях):

  1. Технологии, применяемые в технических дисциплинах – направлены на разработку и использование в образовательном процессе разнообразных технических средств, которые будут способствовать повышению эффективности процесса обучения.
  2. Технологии, применяемые в гуманитарной области знаний – теория воспитания и обучения, в рамках которой определена конкретная воспроизводимость и заданность результатов воспитательно-образовательной деятельности.

В отечественной педагогике, социально-педагогические технологии, впервые были рассмотрены и подробно описаны в 20-30-х годах А.С. Макаренко, который придавал им большое значение в проектировании личности ребенка. Социально-педагогические технологии способны задать определенные качества и свойства личности, в процессе воспитания и обучения детей.

Дискуссия о значимости и сущности социально-педагогической технологии в образовательном процессе завершилась в 80-х годах, когда они стали повсеместно внедрятся в практику. Большое влияние на это оказали разработки таких педагогов-исследователей как:

«Социально-педагогическая технология » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Ш. А. Амонашвили – разработка гуманно-личностной технологии воспитания и обучения;
  • В. П. Беспалко – технология программированного обучения;
  • С. Н. Лысенкова – технология перспективно-опережающего обучения;
  • В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др. – технологии педагогических систем воспитания и обучения.

В зарубежной и отечественной теории и практики социально-педагогическая технология используется в двух основных значениях:

  1. Совокупность методов, средств и приемов, необходимых для успешной реализации процессов воспитания, обучения и социализации учащихся (воспитанников).
  2. Научное описание определенного способа или метода организации воспитательно-образовательного процесса.

Современное понимание и сущность социально-педагогической технологии

В настоящее время под социально-педагогическими технологиями понимаются систематические методы применения, планирования и оценивания воспитательно-образовательного процесса и успешной социализации подрастающего поколения. С этой целью используются человеческие и технические ресурсы, а также процесс продуктивного взаимодействия между ними.

Основная цель социально-педагогических технологий – построение процессов воспитания и обучения, гарантирующих полноценное и всестороннее развития личности учащихся (воспитанников), их социализацию в современном обществе.

Социально-педагогические технологии включают в себя комплекс системного анализа, отбора, конструирования и контроля реализуемого воспитательно-образовательного процесса. Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, направлены на достижение поставленной цели и получение конкретного результата.

Замечание 1

Таким образом, социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью педагогической и социальной технологий.

Сущность социально-педагогической технологии состоит том, что данный вид деятельности, имеющий свою структуру, благодаря которой она способна поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.

Основные компоненты социально-педагогической технологии – целеполагание, определенные способы, действия, инструментарий и оценка полученных результатов деятельности.

Социально-педагогическая технология является основой социально-педагогической деятельности, которая направлена на формирование у ребенка необходимых коммуникативных навыков, адаптации его в окружающей среде и т.д.

Использование социально-педагогических технологий способствует поэтапному выделению структурных компонентов деятельности педагога и постепенному достижению необходимого результата.

Внедрение социально-педагогических технологий в образовательную деятельность осуществляется социальным педагогом и обеспечивает значительную экономию средств и сил, построение научной социально-педагогической деятельности, эффективное решение задач и целей воспитания и обучения.

Современные социально-педагогические технологии позволяют успешно решать весь спектр задач, стоящих перед социальной педагогикой, социальной диагностикой, социальной профилактикой, социальной адаптацией и социальной реабилитацией.

Признаки и структура социально-педагогической технологии

Существенными признаками социально-педагогической технологии являются:

  • Технология разрабатывается исключительно на основании и с использованием научных знаний.
  • Учет специфики той области, в которой предусматривается использование технологии.
  • Наличие двух основных форм выражения технологии: проект (письменный) и непосредственная практическая деятельность.
  • Осознанная, предварительная и сознательная разработка операций технологии.
  • Последовательное осуществление всех операций социальной деятельности.

Структура социально-педагогической технологии:

  1. Определение и постановка основной цели.
  2. Опора на стандарт деятельности (процедуры, действия, культура исполнения и т.д.).
  3. Определение решения.
  4. Логика и содержание решения поставленных задач, составление научно-обоснованного проекта.
  5. Реализация проекта по заранее составленному алгоритму.
  6. Определение и анализ полученного результата.
Дата последнего обновления статьи: 13.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot