Принципы развития навыков социального поведения у детей с ДЦП
Социальное поведение – это взаимодействие индивида с себе подобным или подобными в социальном пространстве посредством усвоения норм и правил социального поведения и построения коммуникативных связей.
Социальное поведение, его основы и особенности лежат в основе нравственного воспитания. Развитие навыков социального поведения необходимо ребенку для его социальной адаптации, нахождения своего места в социальной среде.
Что касается детей с ДЦП, то в силу особенностей их развития, социальное поведение выступает необходимым направлением полноценного развития ребенка и условием интеграции в социум.
Социальное поведение детей с ДЦП имеет свою специфику, обусловленную их заболеванием. В этой связи оно требует развития и полноценной коррекции.
К этим особенностям относятся:
- Неумение строить взаимоотношения и взаимодействия с различными возрастными категориями граждан;
- Неадекватность поведения;
- Узкие представления о мироустройстве;
- Нарушение в функционировании адаптационных механизмов.
Все эти особенности вызывают сложности в общении, самообслуживании, приводят к проблемам с обучением, способствуют развитию психологической дезадаптации в социуме, заниженной самооценке и отрицанию собственной значимости и ценности.
Социальное развитие ребенка с ДЦП сводится к созданию условий для развития навыков социального взаимодействия, чтобы полноценно войти и интегрироваться в социальное пространство.
Принципами, на которые опирается развитие социального поведения, являются следующие:
- Принцип рациональных условий. Для ребенка с ДЦП необходимо создать соответствующее его особенностям развития развивающее пространство, которое поможет всестороннему развитию ребенка;
- Принцип целостности воспитательного процесса. Процесс воспитания должен носить систематичный и регулярный характер. Упражнения должны быть применены последовательно, нормы и правила социального поведения неоднократно повторяться и закрепляться в сознании ребенка. Актуально выполнение проверочных упражнений, позволяющих оценить степень усвоения социальных знаний и навыков;
- Принцип доступности и адаптивности обучающей информации. Информация должна преподноситься детям с учетом их возрастных и иных особенностей развития, в форме понятной и доступной для восприятия ребенка и в адекватных уровню его психического развития условиях;
- Принцип интегрированного подхода. Он означает комплексное развитие личности ребенка с ДЦП: развитие социального поведения совместно с коррекционными мероприятиями и иными направлениями развития.
Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с ДЦП
Речевое развитие ребенка происходит посредством активизации двигательных и моторных функций организма. Кроме того, положительным фактором речевого развития выступают социальные связи. Их фундамент закладывается еще в младенческом возрасте.
Ребенок с ДЦП имеет проблемы с сенсомоторным развитием. Они проявляются в следующем:
- Сложности с развитием мимики и воспроизведением различных жестов.
- Отклонения в кинестическом восприятии.
- Невозможность контролировать свое дыхание и движение различных органов, мышц, суставов.
- Нарушения в работе артикуляционных органов.
- Сложности со звуковым произношением, в следствие проблем с артикуляцией.
Все эти недостатки приводят к тому, что социальное становление ребенка усложняется и тормозится. А это отрицательно сказывается на развитии речи и освоении коммуникативных навыков. Кроме того, могут развиться нарушения психического характера.
Работа по освоению коммуникативных навыков у ребенка с ДЦП происходит очень разрозненно и неравномерно. Мотивы общения и потребность в нем оказываются достаточно развитыми, тогда как средства общения неразвиты вовсе. Ребенок испытывает сложности в общении со взрослым, поскольку не может контролировать свои движения, артикуляционные жесты не всегда отражают то, что он желает сказать, а проблемы со звуковым произношением приводят к искажению смысла сказанного, непониманию речи ребенка, неспособности ее адекватного восприятия взрослым.
Помимо этого, у детей с ДЦП имеются сложности в работе мышления. Часто, они не могут выразить то, что чувствуют, воспроизвести свои эмоции в словесной форме, даже если речь оказывается достаточно развитой.
В результате речевое развитие ребенка может полностью затормозиться. Дети стараются не использовать слова для объяснений с окружающими, применяют только мимику и жесты. Также, нарушаются эмоциональные связи с людьми и реакции.
Методы социально-коммуникативного развития детей с ДЦП
Коррекционные занятия, ориентированные на развитие у детей с ДЦП коммуникативных навыков, проводятся с использованием следующих методов:
- Демонстрация примера правильного социального поведения других детей;
- Ознакомление ребенка с устройством социального мира и законами коммуникативного общения;
- Проведение бесед. Предполагается детальный разбор различных ситуаций коммуникативного взаимодействия из книг, из жизненного опыта;
- Сюжетно-ролевые игры. Предполагается построение сюжетного действия, в ходе которого ребенок выбирает способ правильного поведения и учится действовать именно так;
- Разбор ситуаций разнородного социального поведения и их анализ. Педагог разъясняет детям правильность и неправильность того или иного поведения, а потом проводит опрос для закрепления материала;
- Поддержание нормального социального поведения. если ребенок уже освоил правила социального взаимодействия, то необходимо поддерживать их выполнение в различных ситуациях. Ребенка необходимо хвалить и поощрять, давать подсказки в направлении его действий, использовать игровые ситуации.