Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-значимые выходы с применением АДК

Определение 1

Альтернативные дополнительные коммуникации (АДК) – это специальные средства общения, используемые людьми, неспособными к нормальному речевому взаимодействию.

Данный вид коммуникации является способом вывода ребенка с ограниченными возможностями в социальную среду. Как правило, дети, которые не способны к вербальному общению из-за невозможности нормального воспроизведения речи или отсутствии навыков фонематического восприятия, устанавливают коммуникативные связи с обществом через АДК. Альтернативная коммуникация необходима детям с ДЦП. Они редко бывают способны к нормальному и полноценному общению (имеется в виду тяжелая форма ДЦП). Это обусловлено спецификой данной патологии: двигательные нарушения, которые затрудняют работу органов артикуляции.

Средства альтернативной коммуникации используются при организации социально-значимых выходов детей с ограниченными возможностями.

Социально-значимые выходы – это введение ребенка с ограниченными возможностями в социальное пространство, формирование у него основ социального общения и взаимодействия.

АДК выступает способом развития коммуникации через применение различных символов, жестов. Она помогает развить речевые навыки ребенка с ограниченными возможностями при его введении в социальное пространство.

При введении ребенка в социальную среду используются разные варианты альтернативной коммуникации. Рассмотрим их.

Моделирование

Оно основано на создании образа альтернативного языка для ребенка с ограниченными возможностями. Каждому слову приписывается определенный символ, его обозначающий. Произнося слова, необходимо указывать на данные символы, чтобы у ребенка складывалось понимание того, о чем идет речь. Таким образом формируется модель языкового общения. язык связывается с конкретными действиями.

«Социально-значимые выходы с применением АДК» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формируя модель альтернативного языка можно не указывать ребенку на каждое слово в предложении. Это будет длительной и трудоемкой работой. Важно, обратить внимание на важные, ключевые слова.

Моделировать язык необходимо постепенно, вовлекая ребенка в разные ситуации общения. язык моделируется в процессе игры, выполнении режимных моментов: прием пищи, сон, выхода на прогулку, похода в магазин и т.д. При этом, моделирование языка должно быть постоянным. Ребенка необходимо выводить в социальную среду, в разные места и моделировать общение.

Развитие интереса и мотивации к коммуникативному взаимодействию

Данный вариант альтернативной коммуникации опирается на интерес ребенка к общению, к речи. Это требует развитие интереса к тому, о чем идет речь.

Для организации данного вида общения необходимо определить интересы ребенка и его эмоциональное восприятие т.е. то, что его радует, заставляет его чувствовать себя хорошо, побуждает к коммуникативному общению. Это может быть игровая деятельность, поскольку игра привлекает ребенка и активизирует работу всех важных мыслительных процессов, что положительно сказывается на его речи.

Важно выбрать игры, отвечающие интересам ребенка, а также подумать о том, что ему еще нравится делать, в какой ситуации ему будет весело изучать что-то новое и развивать навыки общения.

Освоение языковых функций

Альтернативные коммуникативные средства развиваются в ходе освоения разных частей речи и разных функций языка. Это требует знания языка и его функциональной роли, возможности оперирования различными языковыми средствами. Иными словами, важно понимать, каким образом можно использовать язык для освоения детьми способов альтернативной коммуникации и предоставления им возможностей говорить обо всем, полноценно выражать свои мысли, использовать речь в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.

Язык является сложным механизмом, наделенным огромным перечнем функций. Вот некоторые из них:

  • Приветствие;
  • Разъяснение;
  • Выяснение;
  • Эмоциональное переживание;
  • Проведение переговоров;
  • Информационный обмен;
  • Выражение протеста;
  • Рассказ;
  • Выражение своего мнения;
  • Просьба;
  • Протест.

Все эти функции необходимо демонстрировать ребенку в разных ситуациях коммуникативного взаимодействия.

Расширение словарного запаса

Оно базируется на расширение альтернативных средств общения ребенка. Если у ребенка уже сложился определенный словарный запас, представленный альтернативными средствами общения, то его необходимо расширять, чтобы развивать речевые навыки.

Расширение альтернативного словаря должно опираться на следующие правила:

  1. Достижимость для ребенка;
  2. Вариативность альтернативного языкового взаимодействия;
  3. Применение АДК при изучении грамматических основ языка;
  4. Комментирование речи.

Словарный запас расширяется при выходе ребенка в социум. К примеру, на прогулке ребенок показывает на собаку. Используя символы АДК можно произнести: «большая собака», «маленькая собака», «моя собака», «чужая собака».

При общении с ребенком, можно задавать ему вопросы. Например, при походе в магазин спросить: «Какого цвета эта игрушка?», «сколько конфет мы купим?» и т.д. Однако, вопросы в той или иной степени оказывают на ребенка давление, поскольку требуют от него ответов. Можно использовать в своей АДК комментарии, т.е. описывать увиденное, выражать свое отношение к нему. Это расслабляет ребенка и мотивирует его к речевому взаимодействию.

Правила эффективного использования АДК

Выход ребенка с ограниченными возможностями в социальную сферу, и активизация его коммуникативного взаимодействия является достаточно сложным и длительным процессом. Особенно, это касается детей с ДЦП и аутизмом. Поэтому, важно соблюдать правила коммуникативного развития ребенка, основанного на применении АДК. К ним относятся:

  1. Развитие общего внимания и совместного действия. Ребенка необходимо обучать наблюдать за процессами и явлениями, объектами социальной среды. При этом, лучше обратить внимание на то, что заинтересовало ребенка и направить свой взгляд туда, используя альтернативную речь и ее варианты.
  2. Развитие навыков взаимного общения. Общение должно носить взаимный характер т.е. нельзя просто задавать вопросы ребенку и получать ответы. Необходимо комментировать его ответы альтернативными коммуникативными средствами, звуками, жестами. Диалоги требуют продолжения и развития.
  3. Использование разнообразных социальных ситуаций. Общение должно носить вариативный характер.
  4. Опора на интерес ребенка. Необходимо учитывать интересы и потребности ребенка и использовать те виды деятельности, которые ему интересны и мотивируют к коммуникативному взаимодействию.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot