Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП в разных видах деятельности

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это комплекс нарушений моторных функций организма и иных отклонений, сопутствующего характера, вызванных неврологическими расстройствами и повреждениями головного мозга.

Данные отклонения имеют неврологическую симптоматику и вызвано разнообразными причинами, влияющими на внутриутробное формирование мозга ребенка или его созревание на начальном этапе жизнедеятельности.

ДЦП имеет, как разные причины возникновения, так и различную симптоматику и степень проявления заболевания. ДЦП вызывает различные двигательные нарушения, сбои в работе моторного аппарата, что приводит к дефектам речи. Речь ребенка с ДЦП требует особого внимания для ее нормального, полноценного развития или, хотя бы, сглаживания, имеющихся дефектов и создание возможности для общения и социального взаимодействия.

Особенности развития коммуникативных речевых навыков у детей с ДЦП

К основным особенностям развития речи, а точнее ее коммуникативных свойств, у ребенка с ДЦП относятся следующие:

  1. Навыки коммуникации имеют неравномерное развитие. Первоначально мотивы, затем формы и потребности в общении. Что касается средств коммуникации, то они развиваются в последнюю очередь и могут сильно отставать от их коммуникативных компонентов.
  2. Сбои в работе артикуляционного аппарата, проблемы с координацией движения желают речь ребенка с ДЦП неясной для восприятия и понимания не только сверстников, но и взрослых.
  3. Свои эмоции и чувства ребенок с ДЦП не умеет правильно выражать, посредством речи.
  4. Первые три года жизни ребенок с ДЦП ведет пассивную жизнь: он не спешит и не стремиться устанавливать коммуникативные связи со взрослыми.
  5. Установление коммуникативных связей в раннем возрасте возможно только при усиленном воздействии на ребенка и непрерывной эффективной коррекционной терапии.
  6. Редкое использование экспрессивной речи и мимики и активное применение жестикуляции в общении.
  7. Неверное восприятие жестов ребенка, обусловленное сбоями в работе его координации и артикуляции приводит к нежеланию ребенка повторять попытки установления контактов.
  8. Процесс коммуникации требует тщательной мотивации.
  9. У детей с ДЦП, как правило, отсутствует стремление и желание делиться своими эмоциями и впечатлениями.
  10. Сложности с развитием навыков невербального общения.
  11. Слабо выраженная потребность в общении до трех-четырех летнего возраста. Это вызвано сбоями в работе сенсомоторных функций и социальной изоляцией ребенка.
«Развитие коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП в разных видах деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Речевые дефекты ребенка с ДЦП определяются тяжестью его заболевания, наличием сопутствующих отклонений в развитии и гендерной принадлежностью.

Речевые нарушения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Средства общения ребенка с ДЦП сильно отстают от нормального развития, поскольку коммуникативная активность ребенка практически не развита, и моторика оказывается либо совсем неразвитой, либо развитой недостаточно для речевого общения и взаимодействия.

Условия эффективной коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками, имеющими ДЦП

Чтобы развить и активизировать навыки коммуникации ребенка дошкольного возраста, имеющего разные формы ДЦП, следует соблюдать ряд условий:

  1. Учет специфики личностного развития ребенка с ДЦП и его речевой деятельности, работы познавательных процессов и системы координации во время формирования его коммуникативных функций речи.
  2. Привлечение детей к интересной, мотивированной деятельности, которая соответствует его двигательным, интеллектуальным и речевым возможностям.
  3. Поэтапная работа по формированию коммуникации.
  4. Постепенный подбор коммуникативных средств для реализации навыков речевой коммуникации.
  5. Формирование навыков активности и проявления самостоятельности в установлении коммуникативных связей.
  6. Оказание помощи в использовании ребенком рациональных и адекватных средств общения.
  7. Использование комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков во всех направлениях деятельности.

Приемы развития речевого восприятия у детей с ДЦП

Наиболее оптимальным и продуктивным методом формирования системы речевой коммуникации ребенка с ДЦП, выступают игровые формы и методы коррекционной работы. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. С помощью игр, открываются возможности мотивации общения и коммуникативного взаимодействия.

Чтобы активизировать разговорную речь ребенка с ДЦП, необходимо первоначально обучить его пониманию речи. Это устранит многие проблемы в установлении контактов ребенка.

К основным приемам развития навыков речевого восприятия и понимания речи ребенком с ДЦП, относятся следующие:

  1. Использование простой гимнастики в игровой форме. Сюда входит «игра в ладушки», выполнение движений руками: дай, на, положи, возьми, подними руку, опусти руку, покажи, что в руке и др.
  2. Игры «в прятки», «ку-ку», «сорока-белобока».
  3. Задавание вопроса; «Где?» для нахождения конкретного объекта или предмета. Ребенок должен научиться воспринимать себя по имени, откликаться, понимать о каком предмете идет речь, когда спрашивают, где он находится.
  4. Просьба дать конкретный объект. Взрослый просит «Дай мне…» . ребенок должен понять о чем идет речь и дать этот объект, игрушку.
  5. Совершение различных действий с игрушками по инструкции.

Использование игр на сочетание речи с движениями

Активизация коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП требует применения таких игр, которые одновременно задействуют речь и движения. Это особенно актуально при наличии координационных нарушений.

К таким играм относятся:

  1. «Ладушки». Эта игра позволяет активизировать работу ладоней, раскрывая их полностью, способствует восприятию речи на слух и контактированию со взрослым, который управляет ладонями ребенка или выполняет движения совместно с ним.
  2. Игры у зеркала, на подражание. Они ориентированы на узнавание своего тела и его отдельных частей.
  3. Стимулирование активной речи, посредством применения лепетания, вызова физиологических повторений звуков.
  4. Игра «перекличка». Необходимо поочередно произносить звуки или отдельные слова с ребенком.
  5. Произношение звуков, которые доступны уровню развитости артикуляционного аппарата ребенка. Он стремится повторять звуки точно подражая его эталонному произношению.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot