Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация личности в педагогике

Понятие социализации в педагогике

Определение 1

Социализация в педагогике рассматривается как процесс социального включения человека на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста, окружения, среды функционирования, особенностей возраста и воспитания.

Социализация, с точки зрения педагогической мысли, состоит из следующих элементов:

  • формирование и становление сознания и мировоззрения посредством обучения языку, социальным ценностям и идеалам
  • обучение культуре, которая присуща той социальной группе, тому обществу, к которым относит себя человек
  • овладение социальными ролями и навыками общения, самореализации
  • аккумулирование социального опыта

Социализация как процесс, явление и результат

В рамках педагогики социализация понимается в трех значениях: как процесс, явление и как итог формирования личности.

Рассматривая социализацию как процесс, ей придают значение социального формирования и развития личности человека, обусловленное характером отношений человека и социокультурной среды, приспособления к условиям этой среды и самореализации, зависящих от особенностей человека.

Социализация как процесс формирует человека как элемент общества, в котором он существует.

Рассматривая социализацию как явление, педагоги понимают ее как свидетельство существования общества, необходимого для естественного развития социальной сущности человека.

Социализация как результат означает социально-педагогическую характеристику человека в качестве элемента общества в соответствии с возрастным периодом.

Формирование личности человека предполагает увеличение и углубление социальных интересов, являющихся реальным мотивом к деятельности, идеалов, определяющих основную цель деятельности, стремлений, отражающих потребности человека, ценностей, которые выражают наиболее существенные и влиятельные социальные явления, отвечающие требованиям общества, социальные роли, которые выполняет человек в рамках выполнений какой-либо социальной функции, приобретает опыт социального поведения, т.е накапливает усвоенные знания, умения, навыки с последующим воспроизводством и передачей.

«Социализация личности в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социальный опыт оказывает помощь в социальном изменении человека, формировании и развитии личности человека, обучении социальным нормам, а также передаче уже накопленного опыта последующему поколению.

Как было отмечено ранее, социализация является процессом взаимодействия человека и социума. Люди,социальные группы, социальные институты, которые взаимодействуют с человеком в ходе социализации называются агентами социализации.

Агенты социализации

В педагогике принято выделять агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Под агентами первичной социализации принято понимать все то, что непосредственно взаимодействует с человеком, влияя на его социализацию. Это родители, родственники, школа, друзья и т.д., т.е все те, с кем приходится сталкиваться человеку на ранних этапах своей жизни, в детстве.

Агенты вторичной социализации – те, кто влияет на процесс социализации человека опосредованно. Это различные учреждения, армия, церковь, СМИ, государство и т.д. Агенты вторичной социализации действуют в более поздний этап развитии человека, их влияние попадает на период зрелости и старости.

Виды социализации в педагогике

В педагогике принято выделять следующие виды социализации:

  • полоролевая, заключается, исходя из названия, в освоении социальных ролей человеком, обусловленных его принадлежность к тому или иному полу и их проявление в тот или иной возрастной этап. В детстве это самоидентификация себя как мальчика или девочку, в юности невеста или жених, в зрелом возрасте муж или жена, в старости отец или мать и т.д.);
  • семейно-бытовая социализация заключается в усвоений социальных ролей, выполняемых в семье в соответствии с существующим социальным положением;
  • профессионально-трудовая социализация рассматривается как выполнение социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  • субкультурно-групповая заключается в выполнении социальных ролей в зависимости от культуры его окружения, среды жизнедеятельности, обучения и т.д.

Предрасположенности в процессе социализации

В педагогике принято выделять индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию и достижению совершенства, имеющих врожденную или приобретенную основу.

В процессе социализации эти предрасположенности могут быть реализованы или угнетены, усилиться или ослабеть. В зависимости от социальной важности, предрасположенности делят на позитивные и негативные:

  • позитивные предрасположенности – основа социальных способностей для целенаправленного и осмысленного развития человека в процессе социализации в момент, когда он имеет возможность достичь наилучшего результата саморазвития и самореализации. Наибольшее значение имеет учет позитивных предрасположенностей в работе с детьми, имеющими особенные потребности.
  • негативные предрасположенности – особенности человека и его личности, ограничивающие его в возможностях развития или негативно влияющие на его развитие.

Анализируя социализацию человека, педагогами было выделено два направления, которые определяют особенности социального развития, обучения и воспитания человека:

  • Биогенетическое направление поддерживает идею обусловленности развития человека наследственностью. Между тем, данное направление не имеет достаточных оснований, наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности.
  • Социогенетическое направление рассматривает человека как динамичный материал, поддающийся влиянию воспитателя и способный принять необходимую форму. Данный подход также не идеален, поскольку влияние воспитателя ограничивается способностями и возможностями ребенка к каким-либо изменениям.
Замечание 1

Таким образом, при социализации человека следует учитывать его особенности и возможности, предрасположенности к изменениям, в этом отражается единство биогенетического и социогенетического направлений к пониманию социализации в педагогике.

Дата последнего обновления статьи: 19.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot