Понятие социализации в педагогике
Социализация в педагогике рассматривается как процесс социального включения человека на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста, окружения, среды функционирования, особенностей возраста и воспитания.
Социализация, с точки зрения педагогической мысли, состоит из следующих элементов:
- формирование и становление сознания и мировоззрения посредством обучения языку, социальным ценностям и идеалам
- обучение культуре, которая присуща той социальной группе, тому обществу, к которым относит себя человек
- овладение социальными ролями и навыками общения, самореализации
- аккумулирование социального опыта
Социализация как процесс, явление и результат
В рамках педагогики социализация понимается в трех значениях: как процесс, явление и как итог формирования личности.
Рассматривая социализацию как процесс, ей придают значение социального формирования и развития личности человека, обусловленное характером отношений человека и социокультурной среды, приспособления к условиям этой среды и самореализации, зависящих от особенностей человека.
Социализация как процесс формирует человека как элемент общества, в котором он существует.
Рассматривая социализацию как явление, педагоги понимают ее как свидетельство существования общества, необходимого для естественного развития социальной сущности человека.
Социализация как результат означает социально-педагогическую характеристику человека в качестве элемента общества в соответствии с возрастным периодом.
Формирование личности человека предполагает увеличение и углубление социальных интересов, являющихся реальным мотивом к деятельности, идеалов, определяющих основную цель деятельности, стремлений, отражающих потребности человека, ценностей, которые выражают наиболее существенные и влиятельные социальные явления, отвечающие требованиям общества, социальные роли, которые выполняет человек в рамках выполнений какой-либо социальной функции, приобретает опыт социального поведения, т.е накапливает усвоенные знания, умения, навыки с последующим воспроизводством и передачей.
Социальный опыт оказывает помощь в социальном изменении человека, формировании и развитии личности человека, обучении социальным нормам, а также передаче уже накопленного опыта последующему поколению.
Как было отмечено ранее, социализация является процессом взаимодействия человека и социума. Люди,социальные группы, социальные институты, которые взаимодействуют с человеком в ходе социализации называются агентами социализации.
Агенты социализации
В педагогике принято выделять агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Под агентами первичной социализации принято понимать все то, что непосредственно взаимодействует с человеком, влияя на его социализацию. Это родители, родственники, школа, друзья и т.д., т.е все те, с кем приходится сталкиваться человеку на ранних этапах своей жизни, в детстве.
Агенты вторичной социализации – те, кто влияет на процесс социализации человека опосредованно. Это различные учреждения, армия, церковь, СМИ, государство и т.д. Агенты вторичной социализации действуют в более поздний этап развитии человека, их влияние попадает на период зрелости и старости.
Виды социализации в педагогике
В педагогике принято выделять следующие виды социализации:
- полоролевая, заключается, исходя из названия, в освоении социальных ролей человеком, обусловленных его принадлежность к тому или иному полу и их проявление в тот или иной возрастной этап. В детстве это самоидентификация себя как мальчика или девочку, в юности невеста или жених, в зрелом возрасте муж или жена, в старости отец или мать и т.д.);
- семейно-бытовая социализация заключается в усвоений социальных ролей, выполняемых в семье в соответствии с существующим социальным положением;
- профессионально-трудовая социализация рассматривается как выполнение социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
- субкультурно-групповая заключается в выполнении социальных ролей в зависимости от культуры его окружения, среды жизнедеятельности, обучения и т.д.
Предрасположенности в процессе социализации
В педагогике принято выделять индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию и достижению совершенства, имеющих врожденную или приобретенную основу.
В процессе социализации эти предрасположенности могут быть реализованы или угнетены, усилиться или ослабеть. В зависимости от социальной важности, предрасположенности делят на позитивные и негативные:
- позитивные предрасположенности – основа социальных способностей для целенаправленного и осмысленного развития человека в процессе социализации в момент, когда он имеет возможность достичь наилучшего результата саморазвития и самореализации. Наибольшее значение имеет учет позитивных предрасположенностей в работе с детьми, имеющими особенные потребности.
- негативные предрасположенности – особенности человека и его личности, ограничивающие его в возможностях развития или негативно влияющие на его развитие.
Анализируя социализацию человека, педагогами было выделено два направления, которые определяют особенности социального развития, обучения и воспитания человека:
- Биогенетическое направление поддерживает идею обусловленности развития человека наследственностью. Между тем, данное направление не имеет достаточных оснований, наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности.
- Социогенетическое направление рассматривает человека как динамичный материал, поддающийся влиянию воспитателя и способный принять необходимую форму. Данный подход также не идеален, поскольку влияние воспитателя ограничивается способностями и возможностями ребенка к каким-либо изменениям.
Таким образом, при социализации человека следует учитывать его особенности и возможности, предрасположенности к изменениям, в этом отражается единство биогенетического и социогенетического направлений к пониманию социализации в педагогике.