Место краеведения в образовательной сфере
Краеведение как школьная дисциплина сегодня выступает в качестве одного из старейших, но по-прежнему актуальных направлений деятельности педагога общеобразовательных учреждений. Данная дисциплина позволяет разрешить достаточно широкий круг актуальных проблем, которые связаны с подготовкой молодого человека к реалиям окружающей действительности и взрослой жизни за пределами школы и родительского дома.
В настоящее время решение многих актуальных проблем при помощи дисциплины «Краеведение» осознано не полностью, хотя в научной и педагогической литературе этот вопрос ставится все чаще: какое место занимает краеведческая дисциплина в воспитании учащегося, а также в процессе его социализации?
На данном этапе краеведение носит скорее локальный характер, так как охватывает достаточно узкую направленность, а также объект и предмет своего изучения. В основном его эффективность полностью зависит от личности преподавателя, который подает материал по данному направлению, и от энтузиазма самих учеников воспринимать новую для них информацию. В то же время, используемые материалы о города, о стране в целом влияют на познавательную активность учащихся, на их постепенное интеллектуальное развитие. Некоторые ученики уже к 10-11-му классам решают, что краеведческая дисциплина близка им, и руководствуются своими предпочтениями при выборе будущей профессии и поступлении в высшее учебное заведение.
Школьная краеведческая деятельность располагает широким спектром литературы, но возникают проблемы при реализации социальных и педагогических функций в школьном краеведении, и они не отражены в учебниках или программа. Значительная часть литературы посвящена различным периодам развития народного образования в нашей стране, и в ней не отражены те явления, которые сегодня представляют особый интерес, но практически не исследуются. Эти явления как раз и могут способствовать социализации личности в новых условиях и под эгидой гуманистических и нравственных ценностей.
Функции краеведческой работы
В общем виде сегодня краеведческая работа представляет собой очень многогранную деятельность, в которую входят такие компоненты, как:
- Содержательный компонент – знания о своем крае, регионе и о государстве в целом. Сюда же входит осведомленность о том, как развиваются другие страны, и на каком уровне находится наше государство, если рассматривать это через принцип сравнения;
- Оперативный компонент – наличие разнообразных приемов и действий, которые позволяют применить полученные знания на практике;
- Результативный компонент – оценка новых знаний и навыков, полученных в ходе изучения краеведческой дисциплины. К тому же, через этот компонент человек может не только воспринять чужой опыт, но и интерпретировать свой собственный.
Среди функций краеведения, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека, мы выделим следующие.
Во-первых, это просветительская. Она заключается в готовности и желании ребенка нести службу перед своим народом, быть полезным ему. Человек с ранних лет должен осознавать, что нужно не только брать, но еще и отдавать, вносить свой вклад в улучшение жизни родного региона и всей страны.
Во-вторых, это демаскировочная функция. Она достаточно своеобразна, и ее сущность заключается в том, что в процессе краеведческого образования раскрываются свойства многообразных предметов и явлений, раскрывается их сущность, хотя ранее их существование не предполагалось и самим исследователем.
Третья функция – комментирующая. Она выступает своего рода оценочной функцией, поскольку каждый учащийся, воспринимая материал, должен оценивать его значимость, логичность и корректность, особенно в соотношении с имеющимися нормами, и с его собственным мировоззрением. Также функцией краеведения является ориентирующая. Краеведческая работа регулирует отношение ребенка к другим людям, предметам, которые есть в окружающей среде. На данном этапе особую роль играет эмоциональное восприятие и даже привязанность.
Краеведение как средство социализации обучающихся
Исходя из всего вышеизложенного материала о роли краеведения и функций, мы с уверенностью можем утверждать, что успех нравственного воспитания ребенка, его мировоззрение и, как следствие, социализация, зависят от особенностей социума, в котором он живет. Этот социум, как паззл, состоит из большого количества частей. В него входят:
- Взаимоотношения как в формальных, так и в неформальны объединениях, с друзьями и сверстниками, а также в семье;
- Отношения с родителями и преподавательским составом;
- Отношение к самому себе, к окружающей среде, природным ресурсам, миру вещей, трудовой деятельности и образу жизни, а также к общественным нормам и ценностям, которые считаются общепринятыми, предписанными и формальными.
Краеведческая работа, которая направлена на глубокое изучение родного края, создает стимулы для развития мотивационной сферы общественной деятельности. Осознавая окружающую действительность и оценивая ее благополучие, ребенок понимает, что некоторые вещи нуждаются в изменениях, и от него, как от нового, подрастающего поколения, зависит благополучие и будущее его страны, семьи и друзей, и его самого. Это помогает воспитать чувство ответственности, объективной оценки мира и реально восприятие вещей.
Таким образом, социализация личности через краеведческую деятельность обладает большими преимуществами. Краеведение выдвигает на первый план умение и навыки ребенка объективно осмысливать окружающую действительность, видеть жизнь в ее постоянно обновлении, развитии. Это дает ему возможность в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития, а также воспитывать в себе те качества и познавать те сферы, которые в будущем будут подвергнуты изменениям от его собственных рук.