Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте
Нравственность – это одна из личностных характеристик, объединяющая доброту, порядочность, дисциплинированность и коллективизм в качестве важнейших характеристик личности.
Нравственные нормы – это свод правил, требований, определяющих, каким образом человек должен поступать в конкретной рассматриваемой ситуации.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности, иными словами оно представляет собой специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, конечной целью которого выступает формирование личности, которая будет нужна и полезна для общества.
Результатом всего процесса нравственного воспитания – сформированная нравственно цельная личность, обладающая единством ее сознания и нравственных чувств, совести, привычками, нравственной волей, навыками и общественно ценным поведением.
Нравственное воспитание состоит из:
- формирования сознания связи с общество, зависимости от него, необходимости согласования своего поведения и общественных интересов;
- ознакомления с нравственными идеалами и общественными требованиями, доказательства их правомерности и разумности;
- превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания системы таких убеждений;
- формирования устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения в качестве одного из основных проявлений уважения человека к окружающим людям;
- формирования нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, состоящий из педагогических и социальных явлений.
Нравственное сознание – это активный процесс отражения нравственных отношений и состояний.
Важнейшее средство нравственного воспитания – использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственные идеалов, то есть образцов нравственного поведения, к которому стремится индивид. Обычно формирование нравственных идеалов протекает в рамках гуманистического мировоззрения в качестве обобщенной системы убеждений и взглядов, в которой индивид выражает собственное отношение к окружающей его природной и социальной среде и концентрируется вокруг человека.
Формы организации и методы нравственного воспитания могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Воспитательную работу проводят не только со всем классом, но и индивидуально. Конечной целью работы с коллективом является нравственно состоявшаяся личность каждого ребенка. Этой цели подчинена вся система нравственного воспитания. Создание коллектива – наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Иными словами, нравственное воспитание представляет непрерывный процесс, который начинается в момент рождения индивида и протекает на протяжении всей жизни, направлен на овладение индивидом поведенческими нормами и правилами.
Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников
Сказка – это повествовательное, чаще народнопоэтическое произведение, касающееся вымышленных лиц и событий, происходящих в основном с участием волшебных, фантастических сил.
Сказки представляют наиболее распространенный и богатый жанр устно-этнического народного творчества. Их рассказывают на всех языках мира. Дети их с интересом слушают, но зачастую к сказкам прислушиваются и взрослые. Сегодня сказки живут не только в устной передаче, но и записаны в книгах.
Развиваясь вместе с народом, который создал сказку и пересказывал ее из века в век, она изменялась не только по своему содержанию, но и по форме, в частности, по жанровому признаку, так как изменялось отношение народа к сказке.
У любой сказки есть социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит и побуждает к деятельности. Иными словами, потенциал сказок гораздо более богатый, чем ее художественно-образная значимость. Сказка – одно из важных нравственно-педагогических средств формирования личности. Сказка, как любое явление искусства, выполняет компенсаторную функцию. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: постепенно, в пространстве, профессионально и событийно ограничен половой дифференциацией и пр.
Нравственные понятие, которые ярко представлены в образах героев, закреплены в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, становятся нравственными эталонами, которые регулируют желания и поступки детей.
Сказки пытались классифицировать по нескольким основаниям, чтобы разобраться в национальном репертуаре рассматриваемого народа, а также сравнить между собой сказки разных народов.
Владимиров П.В. разделил все сказки на 3 жанра:
- мифы;
- животный эпос;
- бытовые сказки.
В ХХ веке сформировалась классификация сказок, однородных по составу персонажей, мотивам и сюжетам:
- животный эпос;
- волшебные сказки;
- социально-бытовые сказки;
- авантюрно-новеллистические сказки.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают ставить себя на место того или иного персонажа сказки, рассуждать как бы поступили они в такой ситуации, формируют отношение к отрицательному герою и пр.
В сказках осуждаются такие качества характера человека как жадность, лень, трусость, упрямство, но при этом одобряется верность, трудолюбие и смелость.
В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который постоянно воспринимается детьми.
В своем стремлении пробудить в детям лучшие чувства и уберечь их от черствости и эгоизма, равнодушия, народ красочно обрисовал в сказках борьбу между добром и злом, которую обычно представляют в образе обычных людей. Чтобы закалить душевные силы детей, вселить в них уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали о трудностях борьбы, о том, как мужество, стойкость и преданность обязательно победят зло, каким страшным оно не представлялось.