Понятие саморазвития в системе Монтессори
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание и самообучение. Способность ребенка саморазвиваться наиболее интенсивно проявляется в период дошкольного детства, а основной путь такого развития – активная многогранная самореализация.
Система Монтессори – это педагогическая система, которую предложила в первой половине ХХ века итальянский педагог и врач Мария Монтессори. Система Монтессори базируется на идеях свободного воспитания в рамках гуманистической педагогики, важное место в ней занимает сенсорное воспитание, то есть развитие органов чувств посредством использования дидактических занятий и специально организованной среды.
Развивающая среда Монтессори-класса
Монтессори-класс – это комната, которую разделяют на тематические зоны и заполняют разнообразными дидактическими материалами. Правильно структурированное рабочее пространство в Монтессори-классе способствует интенсивному развитию ребенка.
Развивающая среда выступает важнейшим элементом педагогики Монтессори. Без нее она не способна функционировать в качестве системы. Подготовленная среда дает возможность ребенку шаг за шагом развиваться без опеки со стороны взрослого, и он становится более независимым. Все дети испытывают внутреннюю потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Ощущение и познание в раннем возрасте едины – дети должны все трогать, щупать, нюхать, пробовать на вкус. Поэтому окружающая развивающая среда должна соответствовать этим запросам ребенка. Среда имеет строгую логику построения. Необходимо отметить, что в Монессори-среде абсолютно любой предмет представляет собой учебное пособие. Монтессори-класс разделяют на пять зон, содержащих сгруппированный по темам дидактический материал.
Зона практической жизни состоит из материалов, которые помогут ребенку научиться следить за собой и собственными вещами, то есть, это то, что нужно в повседневной жизни. Упражнения в повседневной жизни очень важны для развития детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика – мощный тонизирующий фактор для коры головного мозга. Упражнения на развитие мелкой моторики ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится застегивать пуговицы, обращаться с ножницами и ножом, завязывать шнурки и пр. Дидактическими материалами могут выступать разные виды застежек, принадлежности для мытья рук, инструменты для приготовления пищи или сервировки стола.
Зона сенсорного развития – необходима, чтобы развивать и уточнять восприятие органов чувств, помогает ощущать разницу в весе предметов, соотносить понятие размеров, формы, величины, длины, объема и высоты. В данной зоне важное место отведено пособиям, связанным с развитием тактильных ощущений и мелкой моторики. Сенсорные упражнения развивают интеллект ребенка. Дидактическими материалами являются все предметы, предполагающие переливание, пересыпание и ношение предметов. Сюда же относят действия с пипетками, пинцетами, нанизыванием бус, прищепками, сортировкой предметов.
Математическая зона – предполагает изучение числового ряда, знакомство с геометрическими фигурами, обучение измерениям, сравнению, систематизации, способствует формированию образных понятий о числе посредством использования бусин, палочек, карандашей и пр. Дидактический материал представлен числовыми штангами, шершавыми цифрами, доской Сегена, коробочками цветных и золотых бусин, набором рабочих и контрольных карточек на все действия, доской для умножения и деления.
Языковая зона – в ней ребенок расширяет свой словарный запас, знакомится с буквами, имея возможность обвести шершавые буквы или обводить их на манке, а также благодаря подвижному алфавиту может научиться составлять слова. Дидактический материал представлен классификационными карточками с обобщением, наборами мелких предметов, звуковыми играми, ножницами, шероховатыми буквами, подвижным алфавитом и пр.
Зона космоса – необходима, чтобы познакомить детей с окружающим миром и значением роли человека в нем, чтобы усвоить основы ботаники, анатомии, зоологии, географии, физики и астрономии. Дидактические материалы соответствуют цели изучения того или иного предмета, то есть это карты, глобусы, лото «листья деревьев», часы и календари и пр.
Развивающая среда для детей до 3х лет должна быть создана и дома. Несмотря на то, что эффект от нее будет не настолько сильным, как от профессионально созданной среды, родители должны помнить, что в этом возрасте дети должны много двигаться, изучать окружающие предметы, разбирать и собирать элементарные конструкции.
Дидактические материалы и пособия
Монтессори-материалы – это составная часть педагогически подготовленной среды, побуждающей ребенка к саморазвитию посредством самодеятельности, соответствующей его индивидуальности.
Эти материалы нужны, так как:
- при самостоятельной работе с дидактическими материалами, дети учатся ставить перед собой конкретные задачи;
- дети получают практические навыки решения разных задач;
- учатся находить свои ошибки и исправлять их, так как действуют методом проб и ошибок.
К основным правилам использования Монтессори-материалов относят:
- расположение материалов в свободном доступе, на уровне детских глаз, то есть не выше 1 метра от пола, что выступает призывом действовать для ребенка;
- аккуратное отношение к материалу и работе с ним после того, как понятно их назначение и использование.
При работе с материалом необходимо соблюдать 5 этапов:
- выбор материала;
- подготовка материалов и рабочего места;
- выполнение определенного набора действия;
- контроль за ошибками;
- завершение работы и расположение материалов по исходным местам.
Комната ребенка должна быть яркой, простой, но привлекательной, необходимо задействовать все поверхности, которые легко помыть. Во всех других комнатах в доме также необходимо выделить место для личных вещей ребенка, то есть полотенца. зубной щетки и пр. Каждое место в доме можно отметить цветной лентой или наклейкой, чтобы ребенок легко его узнавал. Нужно давать ребенку в личное пользование чистящие материалы: губочку, тряпку для пыли и веник, чтобы он мог самостоятельно наводить порядок в своей комнате.