Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде: опыт Марии Монтессори

Понятие саморазвития в системе Монтессори

Определение 1

Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание и самообучение. Способность ребенка саморазвиваться наиболее интенсивно проявляется в период дошкольного детства, а основной путь такого развития – активная многогранная самореализация.

Система Монтессори – это педагогическая система, которую предложила в первой половине ХХ века итальянский педагог и врач Мария Монтессори. Система Монтессори базируется на идеях свободного воспитания в рамках гуманистической педагогики, важное место в ней занимает сенсорное воспитание, то есть развитие органов чувств посредством использования дидактических занятий и специально организованной среды.

Развивающая среда Монтессори-класса

Определение 2

Монтессори-класс – это комната, которую разделяют на тематические зоны и заполняют разнообразными дидактическими материалами. Правильно структурированное рабочее пространство в Монтессори-классе способствует интенсивному развитию ребенка.

Развивающая среда выступает важнейшим элементом педагогики Монтессори. Без нее она не способна функционировать в качестве системы. Подготовленная среда дает возможность ребенку шаг за шагом развиваться без опеки со стороны взрослого, и он становится более независимым. Все дети испытывают внутреннюю потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Ощущение и познание в раннем возрасте едины – дети должны все трогать, щупать, нюхать, пробовать на вкус. Поэтому окружающая развивающая среда должна соответствовать этим запросам ребенка. Среда имеет строгую логику построения. Необходимо отметить, что в Монессори-среде абсолютно любой предмет представляет собой учебное пособие. Монтессори-класс разделяют на пять зон, содержащих сгруппированный по темам дидактический материал.

«Система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде: опыт Марии Монтессори» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Зона практической жизни состоит из материалов, которые помогут ребенку научиться следить за собой и собственными вещами, то есть, это то, что нужно в повседневной жизни. Упражнения в повседневной жизни очень важны для развития детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика – мощный тонизирующий фактор для коры головного мозга. Упражнения на развитие мелкой моторики ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится застегивать пуговицы, обращаться с ножницами и ножом, завязывать шнурки и пр. Дидактическими материалами могут выступать разные виды застежек, принадлежности для мытья рук, инструменты для приготовления пищи или сервировки стола.

Зона сенсорного развития – необходима, чтобы развивать и уточнять восприятие органов чувств, помогает ощущать разницу в весе предметов, соотносить понятие размеров, формы, величины, длины, объема и высоты. В данной зоне важное место отведено пособиям, связанным с развитием тактильных ощущений и мелкой моторики. Сенсорные упражнения развивают интеллект ребенка. Дидактическими материалами являются все предметы, предполагающие переливание, пересыпание и ношение предметов. Сюда же относят действия с пипетками, пинцетами, нанизыванием бус, прищепками, сортировкой предметов.

Математическая зона – предполагает изучение числового ряда, знакомство с геометрическими фигурами, обучение измерениям, сравнению, систематизации, способствует формированию образных понятий о числе посредством использования бусин, палочек, карандашей и пр. Дидактический материал представлен числовыми штангами, шершавыми цифрами, доской Сегена, коробочками цветных и золотых бусин, набором рабочих и контрольных карточек на все действия, доской для умножения и деления.

Языковая зона – в ней ребенок расширяет свой словарный запас, знакомится с буквами, имея возможность обвести шершавые буквы или обводить их на манке, а также благодаря подвижному алфавиту может научиться составлять слова. Дидактический материал представлен классификационными карточками с обобщением, наборами мелких предметов, звуковыми играми, ножницами, шероховатыми буквами, подвижным алфавитом и пр.

Зона космоса – необходима, чтобы познакомить детей с окружающим миром и значением роли человека в нем, чтобы усвоить основы ботаники, анатомии, зоологии, географии, физики и астрономии. Дидактические материалы соответствуют цели изучения того или иного предмета, то есть это карты, глобусы, лото «листья деревьев», часы и календари и пр.

Развивающая среда для детей до 3х лет должна быть создана и дома. Несмотря на то, что эффект от нее будет не настолько сильным, как от профессионально созданной среды, родители должны помнить, что в этом возрасте дети должны много двигаться, изучать окружающие предметы, разбирать и собирать элементарные конструкции.

Дидактические материалы и пособия

Определение 3

Монтессори-материалы – это составная часть педагогически подготовленной среды, побуждающей ребенка к саморазвитию посредством самодеятельности, соответствующей его индивидуальности.

Эти материалы нужны, так как:

  • при самостоятельной работе с дидактическими материалами, дети учатся ставить перед собой конкретные задачи;
  • дети получают практические навыки решения разных задач;
  • учатся находить свои ошибки и исправлять их, так как действуют методом проб и ошибок.

К основным правилам использования Монтессори-материалов относят:

  • расположение материалов в свободном доступе, на уровне детских глаз, то есть не выше 1 метра от пола, что выступает призывом действовать для ребенка;
  • аккуратное отношение к материалу и работе с ним после того, как понятно их назначение и использование.

При работе с материалом необходимо соблюдать 5 этапов:

  • выбор материала;
  • подготовка материалов и рабочего места;
  • выполнение определенного набора действия;
  • контроль за ошибками;
  • завершение работы и расположение материалов по исходным местам.

Комната ребенка должна быть яркой, простой, но привлекательной, необходимо задействовать все поверхности, которые легко помыть. Во всех других комнатах в доме также необходимо выделить место для личных вещей ребенка, то есть полотенца. зубной щетки и пр. Каждое место в доме можно отметить цветной лентой или наклейкой, чтобы ребенок легко его узнавал. Нужно давать ребенку в личное пользование чистящие материалы: губочку, тряпку для пыли и веник, чтобы он мог самостоятельно наводить порядок в своей комнате.

Дата последнего обновления статьи: 30.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot