Народная Республика Ангола реализует образовательную деятельность в опоре на принципы общедоступности и бесплатности обучения. Образование имеет ступенчатый характер и осуществляется по Португальской модели реализации образовательной деятельности.
Структура системы образования Анголы
Система образования Анголы включает в себя обучение, реализуемое на трех основных уровнях:
Базовое образование. Оно представляет собой начальный уровень образования, на котором выделяется еще три ступени:
- Начальное образование или первый цикл обучения – четырехлетнее обучение, начинающееся с шести лет;
- Второй цикл обучения – двухлетнее обучение в пятом и шестом классе;
- Третий цикл обучения – двухлетнее обучение в седьмом и восьмом классах.
Таким образом, базовое образование предполагает освоение основ научных знаний, составляющих фундамент дальнейшего обучения. Оно является неполным общим образованием и требует его дополнения прохождением обучения на следующей ступени.
Среднее образование. Оно реализуется в течение трех-четырех лет и предполагает освоение общей образовательной программы школы - обучение в девятом-одиннадцатом классе или прохождение средней профессиональной подготовки в учреждениях профессионально-технической направленности. На данном этапе осуществляется подготовка учащихся к получению высшего образования, специальности в университете. Также, учащиеся могут получить рабочую специальность и не продолжать дальнейшее обучение в учреждении высшего образования.
Высшее образование. Оно реализуется в течение пяти-шести летнего периода обучения. Получить высшее образование возможно, только, после получения полного среднего образования. высших учебных заведений в Анголе не так много: Национальный университет, Национальный институт языков. Высшее образование имеет две ступеньи обучения:
- Бакалавриат – обучение в течение двух-трехлетнего периода;
- Лиценциат – обучение длительность четыре – шесть лет.
Система оценивания Анголы имеет бальную структуру. За освоение каждой темы, каждого раздела выставляются баллы. Минимальное количество баллов, которое необходимо заработать, чтобы продолжить дальнейшее освоение программы – 10 баллов. Оценки за успеваемость выставляются в виде букв, каждая из которых соответствует определенному интервалу баллов:
- А – 16-20 баллов – отличный результат освоения темы/раздела/курса обучения.
- В – 13-15 баллов – хороший результат освоения тем/раздела/курса обучения.
- С – 10-12 баллов – удовлетворительный результат освоения темы/раздела/курса обучения.
- F – 1-9 баллов – неудовлетворительный результат освоения темы/раздела/курса обучения.
Система высшего образования Анголы
Обучение в университетах Анголы возможно после прохождения полного общего образования т.е. освоение программы обучения с первого по одиннадцатый классы или с первого по восьмой классы и дальнейшего прохождения обучения в профессиональном-техническом университете.
Результаты обучения по программам основного общего образования дают основу на поступления в высшее учебное заведение Анголы. При этом, требуется прохождение вступительных испытаний.
Высшее образование предполагает прохождение следующих ступеней обучения:
- Получение звания бакалавра. Оно дается в виде диплома после завершения двух или трех летнего обучения. Период обучения зависит от конкретного факультета.
- Получение степень лиценциата. Она дается после завершения четырех –пяти-шести летнего обучения. Получить образование данного уровня могут, как лица, получившие звание бакалавра, освоившие образовательную программу бакалавриата при оценке не ниже чем хорошо.
- Получение степени местрада (магистра). На данном уровне реализуется написание и защита магистерской диссертации, основанной на проведении исследований и формулировании собственных умозаключений, выдвижении собственных теорий по конкретному направлению и теме. Обучение реализуется в течение двух-трех лет.
- Получение докторской степени. Оно требует прохождения обучения в течение четырех-шести лет. Это обучение основывается полностью на проведении самостоятельного исследования.
Современные тенденции развития образовательной системы Анголы
На сегодняшний день, система образовании Анголы представлена португальской моделью реализации образовательной деятельности. При всей продуктивности функционирования данной модели в Португалии и других странах Европы, образование Анголы находится на недостаточно высоком уровне развития.
Среди тенденций развития современной системы образования Анголы можно выделить следующие:
- Нехватка квалифицированных педагогов для реализации образовательной деятельности на всех уровнях;
- Нехватка школ в силу нехватки финансовых ресурсов для расширения числа учреждений образования, их содержания и развития;
- Низкая грамотность населения в силу низкого процента посещаемости учебных заведений на базовом и среднем уровне образования;
- Высокая стоимость высшего образования. В силу этого, студенту предпочитают прохождение обучения за рубежом, в частности, в РФ. В университетах России обучается большое количество ангольских студентов;
- Расширение форм международного сотрудничества высших учреждений образования, благодаря заключению соглашения между Россией и Анголой о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. Имеется в виде признание обоими странами дипломов, степеней, аттестатов друг друга;
- Массовизация образования. она означает предоставление широкого доступа к образовательным ресурсам всем слоям населения. Образование перестает быть элитным и приобретает массовый характер;
- Развитие технологического аспекта образовательной деятельности. Цифровой век затрагивает все сферы жизни общества. Они изменяют ландшафт образовательной системы, ее конфигурацию.