Сущность личностно-центрированного образования
Личностно-центрированное образование – это система работы преподавателя в целостной образовательной системе, нацеленная на максимальный уровень развития личностных качеств каждого ученика.
Личностно-центрированное образование интересно тем, что дает возможность ученикам достигать определенного уровня личностного роста, повышать самооценку, увеличивая коэффициент интеллекта, развивать познавательные способности и улучшать здоровье и успеваемость.
Не смотря на высокую эффективность личностно-центрированного подхода, в российской массовой школе он пока не реализуется. Причина этого – в противоречивости трактовки самого понятия «личностно-центрированный». Основное противоречие заключается в том, что часто в данное понятие в системе образования отождествляют с термином «личностно-ориентированное».
Индивидуальный, дифференцированный, развивающий и традиционный подходы ориентируются на получение знаний, они предполагают возможность выбора учащимися формы, методов и содержания образовательной деятельности, рассматривая личность ученика в качестве объекта образовательного воздействия педагога, что правильнее относить к понятию «личностно-ориентированное». Несмотря на стремление индивидуального подхода в образовании учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, и реализацию дифференцированного подхода посредством деятельности с малыми группами и коллективами учеников, которые объединены по сходным качествам, но выбирает средства и методы образования только педагог.
Личностно-центрированное образование – это такое образование, основу которого составляют гуманистические идеи, разработанные известным американским психотерапевтом Карлом Роджерсом.
Он считал, что личность:
- находится в центре постоянно изменяющегося мира;
- воспринимает окружающий мир через собственное понимание и отношения;
- стремится к самопознанию и самореализации;
- имеет внутреннюю способность самосовершенствоваться;
- самосовершенствование и развитие происходят в процессе взаимодействия со средой и окружающими людьми;
- взаимопонимание, необходимое для развития, может быть достигнуто только в процессе общения;
- внешняя оценка также имеет решающее значение для индивида, его самопознания.
Технологичность личностно-центрированного подхода препятствует его внедрению в отечественную массовую, то есть государственную школу, в образовательной среде частных школ это преодолимо.
Реализация личностно-центрированного образования в современных российских частных школах возможна благодаря комплектованию небольших групп учащихся.
В одном классе российской частной школы обучается не более 10-15 детей, в связи с чем, педагогу нет необходимости постоянно заниматься изучением особенностей каждого, он может выстроить полноценное взаимодействие с учениками на основании их личного субъектного жизненного опыта. В частных школах, в связи с их особенностями, образование не может ориентироваться на ученика со средним уровнем возможностей, приоритет в них отдается созданию педагогических условий, которые помогают раскрыть способности и потенциал каждого ученика.
Все внимание педагога в таких школах направляется не на формирование знаний, умений и навыков, компетенций, а на учет усилий, которые ребенок затрачивает на овладение содержанием образования, а также реализацию своих потенциальных возможностей, т. е. самоактуализацию. В рамках идей личностно-центрированного подхода, ученик открыт восприятию нового опыта и способен делать осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Достижение учеником всех названных качеств превращается в миссию современной российской частной школы на основании личностно-центрированного взаимодействия ученика с педагогом.
В современных российских частных школах отказываются от формализованной передачи готовых знаний и социальных норм, и стремятся охранять жизнь, здоровье и свободу прав людей и помогают ученикам самоутверждаться, а также оказывают помощь в процессе становления положительной Я-концепции. Действия педагогов частной школы, опосредованные их индивидуальными личностными особенностями, должны обеспечить создание комфортной и благоприятной среды и обеспечивали овладение содержанием образования на основании обмена смысловыми и индивидуальными склонностями, способами образования и личностного самосовершенствования. Основные приоритетные директивы педагога современной частной школы России в рамках личностно-центрированного подхода – диалогичность, педагогическая поддержка и помощь в становлении положительной Я-концепции.
Основа личностно-центрированного образования
Система частных школ России для творческих, активных и профессиональных педагогов, готова предоставить потенциал творческого самовыражения, позволяет расширить свободу в целевой, содержательной и процессуально-методической сферах, создают собственную концепцию, развивают рефлексию, системность внутри собственного сознания и педагогической деятельности.
Карл Роджерс считал, что основа личностно-центрированного образования – не преподавательские качества личности педагога, не его навыки и широта кругозора, даже не планирование учебных программ, аудиовизуальные средства или элементы программированного обучения, не лекции и демонстрации и даже не обилие различных книг, а конкретные психологические характеристики личностных отношений педагога и учеников.
В связи с этим, успешное осуществление личностно-центрированного образование и внедрение личностно-центрированного подхода в образовательной среде российских частных школ, а также позиция педагогов и руководителей не должна быть авторитарной, а только демократичной. Образованию необходимо предоставлять ученикам больше свободы для проявления их самостоятельности и познавательной активности. Необходимо связывать содержание образования с интересами, стремлениями и потребностями учеников.
Приоритетная задача педагога – оказание педагогической помощи и поддержки ученикам в их личностном росте.
Перед современной российской частной школой поставлен ряд образовательных задач, отличающихся от традиционных. Вместо формальной передачи знаний и социальных норм необходимо создать образовательную среду для охраны жизни, физического и психического здоровья, оказывать педагогическую поддержку в процессе самоутверждения и установления положительной Я-концепции ученика.