Семейное воспитание как основа развития личности ребенка
Семья – это социальный институт, основанный на добровольном союзе мужчины и женщины и сопровождающийся ведением общего быта, рождением детей и их воспитанием.
Семья оказывает особое воздействие на личность и ее развитие. В ней реализуется воспитание детей. Оно осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Семья дает индивиду те навыки поведения, основы существования, которые становятся стереотипами его дальнейшего поведения в обществе, формирования его собственной семьи в будущем.
Семейное воспитание выступает фундаментом становления и развития личности. В его ходе закладываются основы развития, основы личности, основы ее социального взаимодействия, жизненные навыки, принципы и установки.
Рисунок 1. Семья - ведущий фактор развития личности ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Семейное воспитание является не односторонним процессом. Оно оказывает воздействие на развитие не только детской личности, но и на развитие личности каждого родителя и иных членов семьи. Потому, семейное воспитание является двусторонним процессом. Оно ориентировано на развитие личности, обогащение ее опыта, совершенствование различных аспектов, формирование опыта жизнедеятельности.
Проживая в семье, каждый ее член чувствует на себе воздействие семьи на его личность, ее установки и ценностные ориентации. Дети стремятся подражать родителям, а потому, повторяют их поведение, строят свои социальные связи на основе предоставленного примера. Кроме того, дети наблюдают построение взаимоотношений между другими членами семьи, отношений между поколениями: бабушками, дедушками-родителями-детьми. В некоторых случаях наблюдаются более дальние и глубокие связи: прабабушки и прадедушки – бабушки, дедушки-родители-дяди, тети-дети-братья и сестры (родные и двоюродные, троюродные). Все это учит жизни и воспитывает нравственные основы ее построения.
Воздействие семейного воспитания на личностное развитие подрастающего поколения огромно. Оно выражается в следующем:
- Семья – это фактор эмоционального роста и развития ребенка. В семье ребенок чувствует себя защищенным, нужным и значимым. Это активизирует его эмоциональное развитие, способствует положительному взгляду на мир и его устройство. Ребенок чувствует свою нужность обществу и осознает свою принадлежность к социальной среде.
- Семейные роли формируют основы межличностного взаимодействия и помогают понять его сущность.
- Обучение правилам социального поведения и нормам, законам и принципам существования, проявления себя в разных социальных ситуациях происходит в семье.
- Формирование навыков общения и удовлетворение потребностей в общении каждого члена семьи. В семье обеспечивается минимум общения, необходимого каждому индивиду и формируются коммуникативные навыки.
- Оказание помощи и поддержки. Семья поддерживает каждого своего члена, оказывает ему помощь в трудную минуту. Это формирует веру в себя и собственные силы, мотивирует к дальнейшим начинаниям, развитию и саморазвитию.
- Закладка первых представлений об устройстве мира, добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном осуществляется в ходе семейного воспитания. Нравственное развитие родителей обуславливает эффективность семейного воспитания и формирования у личности нравственных ориентиров деятельности.
Все эти показатели говорят о том, что семья оказывает огромное воздействие на воспитание и развитие не только подрастающего поколения, но и взрослых членов семьи. Однако, это воздействие не всегда является положительным. Оно носит разный характер и, порой, семейное воспитание, дает непредсказуемые результаты.
Семья как негативный фактор развития личности
Семья и семейное воспитание выступают ведущими факторами личностного развития ребенка. Его психическое здоровье, эмоциональное состояние, физическое развитие обусловлено семейным воспитанием и его спецификой в конкретной семье.
Помимо развивающей функции семьи и семейного воспитания, можно выделить тормозящую функцию и, даже, отрицательные стороны семейного воспитания.
Семья тормозит развитие личности ребенка, да и всех членов семьи, отрицательно воздействует на социализацию личности, ее интеллектуальное и духовно-нравственное развитие в следующих случаях:
- Наличие психических расстройств у родителей.
- Жестокое обращение родителей с ребенком.
- Противоречивый стиль семейного воспитания.
- Проблемы во взаимоотношениях родителей.
- Стремление родителей реализоваться за счет ребенка.
- Слабая осведомленность родителей о семейном воспитании и его значении, непонимание значимости своей роли в жизнедеятельности и развитии ребенка.
Если в семье складываются неадекватные отношения между родителями, то ребенок, наблюдая их, формирует данный тип взаимоотношений в качестве стереотипа семейного взаимодействия. Он видит только такие отношения и не представляет себе иного устройства семьи. Кроме того, он испытывает определенные эмоциональные переживания, связанные с поведением и взаимодействием родителей или их отношением к нему. Все это, формирует у него неадекватное представление о семье и ее ценностях, а может, попросту, не вызывать желания создавать свою семью и выстраивать подобные отношения.
Рисунок 2. Негативные факторы семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Родители могут подавлять ребенка, не давая ему реализовать свой потенциал, если желают реализовать свои несбывшиеся мечты за его счет. Ребенок становится жертвой желаний и стремлений родителей. Он подчиняется чужой воле, что не способствует формированию у него самостоятельности, инициативность, развитию творческой активности.
Рисунок 3. Негативное влияние семьи на личность ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что в семьях применяются разные стили воспитания. Не все из них положительно сказываются на личностном развитии ребенка. К примеру, гиперопека, вызванная страхом потери своего ребенка, стремлением окружить его любовью и заботой, дать своему ребенку то, чего не было у самих родителей, приводит к развитию несамостоятельной, нерешительной личности, которая не умеет принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Если используется авторитарный стиль воспитания, то личность ребенка полностью подавляется, а либеральный дает полную свободу и исключает какие-либо границы в поведении и социальном самоутверждении. Оптимальным стилем семейного воспитания является демократический. Однако, и его применение должно быть рациональным и целесообразным.