Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семейная педагогика и домашнее воспитание

Домашнее воспитание и его роль в развитии личности ребенка

Определение 1

Домашнее воспитание – это процесс семейного воздействия на развитие ребенка посредством личного примера, привития семейных традиций, передачи духовно-нравственного опыта членов семьи.

Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка. Она принимает участие в этом процессе с самого первого дня появления ребенка на свет и оказывает воздействие на его развитие в течение всей его жизнедеятельности. Семья – это среда жизнедеятельности ребенка, в которой он получает развитие и воспитание.

Первое знакомство ребенка с социальными нормами и ценностями происходит в семейном кругу. Ребенок копирует поведение родителей, усваивает культурные и нравственные ценности, эстетические нормы, моральные принципы. Именно в семье у ребенка закладывается представление о приемлемом социальном поведении и взаимодействии.

Семья помогает ребенку сформировать навыки построения социальных контактов, упрощает прохождение процесса социализации, помогает выражать чувства и эмоции или развить умения их сдерживать, осознать собственное «Я», понять себя и окружающих, осмыслить различия полов и особенности их социального поведения.

Семейное воспитание закладывает основы социализации личности. В дальнейшем, социализация проходит в учреждениях дошкольного обучения и воспитания, но ее основы должны быть заложены в семье. Кроме того, родители и в дальнейшем помогают педагогам в воспитании ребенка, формируя единую направленность воспитания и обучения ребенка.

Особо важное значение домашнее воспитание имеет в возрасте от нуля до семи лет. В этот период, у ребенка формируются основные психические процессы, развивается речь и социальные навыки. Поэтому, родителям требуется уделить максимальное внимание в воспитательном процессе ребенка заложению социальных основ поведения в этот временной период.

В домашнем воспитании можно выделить несколько основных стадий:

«Семейная педагогика и домашнее воспитание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Период младенчества. Этот период занимает первый год жизни ребенка. Родители помогают ему познавать окружающий мир посредством эмоционального общения. таким образом, происходит развитие личностной сферы ребенка: формируется его чувственная и эмоциональная сторона. Итогом этого развитие становится формирование у ребенка потребности в общении.
  2. Период раннего детства. Он охватывает промежуток от года до трех лет. Ребенок познает окружающий мир через предметную область. Он изучает предметы и объекты, совершает с ними разнообразные манипуляции. Происходит активизация познавательной деятельности. Семья помогает развить у ребенка познавательную активность. Итогами развития этого периода является формирование речи и наглядно-действенного мышления.
  3. Дошкольный возрастной этап. Он длится от трех до семилетнего возраста. Ребенок развивает свою мотивационную сферу, формируются его основные личностные потребности, происходит осознание себя, как личности. Семья в это время выступает для ребенка маленьким миром т.е. она является обществом в миниатюре. Поэтому, родители должны создать условия для социального развития ребенка, сформировать у него навыки социального поведения и установления социальных контактов. Личный пример – лучший метод.

Специфика семейного воспитания

Институт семьи на протяжении всей истории человечества играл и продолжает играть важную роль в развитии отдельного человека и общества в целом. Семья является той сферой, посредством функционирования которой происходит передача социального опыта, культурных и нравственных ценностей, основ социального поведения и взаимодействия между поколениями.

Семейное воспитание оказывает уникальное воздействие на развитие личности. Специфика этого воздействия обусловлена следующими причинами:

  1. Первичность семейного воздействия. Нахождение рядом с ребенком родителей с первых дней жизни ребенка формирует у него биологическую и психологическую привязанность к ним, определяет его зависимость от своей семьи;
  2. Сензитивность развития ребенка в дошкольном возрасте. В это время, организм ребенка оказывается наиболее восприимчивым к влиянию, оказываемому взрослым. Ребенок стремится построить систему взаимоотношений со взрослыми, а не со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается в дальнейшем;
  3. Постоянство пребывания. Ребенок находится в семье практически постоянно. Он активно взаимодействует с родителями во всех направлениях своей деятельности. у него формируется привязанность к родителям, складываются отношения доверия, понимания, родственные узы.

Исследованием вопросов домашнего воспитания и его особенностей занимается отдельная отрасль педагогической науки – семейная педагогика.

Семейная педагогика и ее необходимость

Определение 2

Семейная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов специфики семейного воспитания, его условий и потенциала, методов и приемов воспитания и обучения ребенка в семейных условия.

Семейная педагогика занимается исследованием потенциальных воспитательных возможностей семьи, изучает ее воздействие, оказываемое на развитие ребенка, его социализацию и эффективность этих процессов.

Данная педагогическая отрасль помогает родителям в воспитании и обучении своих детей, разрабатывая рекомендации по воспитанию и обучению детей в семье, их развитию, решению основных проблем, преодолению возрастных кризисов.

Семейная педагогика ориентирована на исследование вопросов семейного воспитания и условий, при которых ребенок будет чувствовать себя хорошо, развиваться и нормально жить, а также обстоятельств, препятствующих этому и способов преодоления этих трудностей.

Значимость семейной педагогики и ее рекомендаций обусловлена научностью ее знаний. Научно доказанные знания нельзя заменить практическим опытом и житейской мудростью.

Исследования семейной педагогики нацелены на достижение всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Исследования науки направлены на оказание помощи в вопросах правильного развития ребенка, создание условий для оптимального физического роста и психического развития подрастающего поколения.

Необходимость семейной педагогики обусловлена рядом причин. К ним относятся следующие:

  1. Стихийность семейного воспитания. Эффективность воспитания ребенка в семье зависит от опоры родителей на конкретную программу воспитания;
  2. Недостаточность педагогических знаний родителей. Родители не знают особенности возрастного развития ребенка и возможности педагогического воздействия в эти периоды;
  3. Однообразная семейная деятельность ребенка в семье. Необходимо наполнять жизнь и деятельность ребенка содержанием, расширять направления его деятельности;
  4. Родители неспособны адекватно оценить эффективность методов своего воспитания.
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot