Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самоуправление как форма воспитательного процесса школы

Определение 1

Самоуправление в школе – это процесс привлечения к управлению учебным заведением учеников с целью реализации их равноправия как субъектов образовательной деятельности.

Данный процесс выступает формой воспитания подрастающего поколения, ориентированный на выработку ответственности, формирование социальной активности в разных сферах и направлениях деятельности.

Уровни школьного самоуправления

Процесс школьного самоуправления является довольно сложным и трудоемким. Он обладает огромным воспитательным потенциалом, а потому, требует тщательной организации.

По своей структуре, самоуправление в школе предполагает уровневую организацию деятельности. Выделяют следующие уровни школьного самоуправления:

  1. Уровень отдельного класса. Он основан на самоуправлении в рамках одного коллектива учащихся – класса. Именно посредством классного самоуправления осуществляется формирование основ социальной деятельности и взаимодействия, расширяются и углубляются социальные знания учащихся. На данном уровне реализуется личностное развитие учащихся и освоение форм общественных отношений. Управление на уровне класса предполагает выбор лидеров и их назначение старостами классов. Они руководят классной работой, выбирая ответственных за различную деятельность: трудовая, организация мероприятий, проведение собраний. Также, осуществляется процесс планирования разнообразных дел класса.

    Органы классного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Органы классного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Уровень общешкольного коллектива. Он основан на приобретении навыков выполнения самостоятельной общественной деятельности. Управление реализуется на уровне школы и ориентировано на решение различных задач общешкольного значения. Данный уровень управления реализуется посредством создания какого-то органа. Это может быть Совет школы, в который входят представители каждого класса и представляют его интересы. В рамках школьного самоуправления организуются школьные мероприятия разной направленности, оценивается работа классного самоуправления и анализируются итоги деятельности управленческих органов за конкретный временной период. Уровень общешкольного управления ориентирован на создание связи учащихся с родителями и педагогами, отстаивание своих ученических интересов и реализацию образовательных потребностей.

    Ученический совет школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Ученический совет школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Уровень самоуправления образовательного заведения. Он связан с решением задач школьного значения, но на более высокой ступени. На этом уровне происходит участие учащихся в проектирование образовательной программы учебного заведения, определении направлений работы школы на перспективу, установлении связи с общественными организациями. Учащиеся принимают участие в составлении разнообразных школьных проектов и несут ответственность за принятые решения.

«Самоуправление как форма воспитательного процесса школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Школьное самоуправление создает все необходимые условия для личностного роста и развития каждого учащегося. Оно стимулирует к общественно полезной деятельности, формирует ответственность, развивает инициативность учащихся разных возрастных групп.

Содержание деятельности органов школьного самоуправления

Органы школьного самоуправления, осуществляемого на разных уровнях, реализуют свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Познавательная деятельность. Она связана с исследованием окружающего мира и законов его функционирования. Учащиеся устраивают внеурочные занятия на разные темы: «От чего и почему», «устройство мира взрослых», «аспекты социального взаимодействия» и др.
  2. Экологическая деятельность. Она связана с реализацией экологического воспитания в рамках школы т.е. проводится уход за школьной территорией, растительным миром, созданием ландшафта школьной территории и др.
  3. Художественно-эстетическая деятельность. Она связана с организацией учащимися различных мероприятий: концертов, праздников, выступлений, выставок, конкурсов художественных работ и др.
  4. Трудовая деятельность. Она связана с организацией помощи педагогам, волонтерской работы, оказании помощи нуждающимся, обучении младших каким-то аспектам жизнедеятельности и др.
  5. Спортивная деятельность. Она предполагает проведение учащимися разнообразных спортивных игр, турниров, дней спорта, соревнований, спартакиад и др.
  6. Патриотическая деятельность. Она ориентирована на подготовку и проведение разных мероприятий патриотического значения: встреча с ветеранами ВОВ, участие в «Бессмертном полку», посещение памятных мест, возложение цветов к вечному огню и т.д.
  7. Исследовательская деятельность. Ее реализация основана на проведении разнообразных исследований, создании проектов, интерактивных работ.
  8. Профилактическая деятельность. Она ориентирована на профилактику асоциального поведения учащихся, формирование гражданской ответственности, трудовой активности, профессиональную ориентацию учащихся. Данная деятельность связана с проведением классных часов на темы отклоняющегося поведения и его опасности, нравственности и моральных принципов поведения, организацией дежурств по школе, ориентированных на соблюдение порядка в ней, ознакомлением с основами безопасности жизнедеятельности и др.

Школьное самоуправление и его воздействие на личностное развитие учащегося

Становясь участником школьного самоуправления, учащийся повышает свою самооценку. Он чувствует свою значимость и ответственность за деятельность, за поступки и решения. Кроме того, оно формирует навыки реализации управленческой деятельности, учит взаимодействию с разными людьми.

В ходе школьного самоуправления каждый его участник активно развиваются. У него формируются следующие навыки:

  1. Прогнозирование принятия того или иного решения, совершенного действия, а также действий других членов коллектива;
  2. Умение оценивать сложившуюся ситуацию и проектировать перспективу ее развития во времени и пространстве;
  3. Умение нести ответственность за себя, свою деятельность и деятельность других людей;
  4. Умение отстаивать свою точку зрения, взгляды и убеждения, аргументировать и обосновывать их;
  5. Умения строить деловые отношения с разными возрастными категориями граждан;
  6. Умение действовать сообща;
  7. Поиска и анализа информационных ресурсов;
  8. Соблюдать логичность своей деятельности и суждений;
  9. Требовательность к собственной личности и личностям других учащихся.

Чтобы процесс школьного самоуправления был продуктивным, требуется организация грамотного руководства им. Педагог организует руководство самоуправлением, координирует данную деятельность, выдвигая определенные требования к ее организации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot