Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Самостоятельная работа обучающихся как элемент образовательного процесса

Целевое назначение самостоятельной работы

Определение 1

Самостоятельная работа – это учебная деятельность, совершаемая учащимся в ходе обучения самостоятельным образом, без помощи педагога, но на основании имеющихся знаний и алгоритмов деятельности.

Самостоятельная работа является важной формой контроля знаний учащихся, а также проверки понимания ими освоенной темы. Она активно применяется на всех стадиях и уровнях обучения.

Самостоятельная работа является важным средством развития студентов и их подготовки к профессиональной деятельности. Работа, используемая на этом уровне образования приобретает иной характер. Она становится более сложной, поскольку, ориентирована на формирование у учащихся профессиональных компетенций и подготовку конкурентоспособных специалистов.

Целевое назначение применения самостоятельной работы в образовательном процессе вуза можно отразить несколькими приоритетными задачами ее применения:

  1. Закрепление и углубление знаний в определенной области, профессиональном направлении.
  2. Превращение знаний в стереотипы интеллектуальной, физической и иных видов деятельности.
  3. Расширение знаний и навыков по дисциплинам профессионального курса обучения.
  4. Развитие научно-исследовательских навыков и направлений деятельности учащегося.
  5. Формирование стремления и заинтересованности в качественном освоении образовательной программы вуза.
  6. Формирование основ самоорганизации и самоконтроля своей деятельности.
  7. Формирование основ самореализации и самоутверждения, посредством активизации самостоятельной мыслительной работы.
  8. Формирование основ самостоятельной профессиональной деятельности разной направленности.

Данные цели отражают навыки, необходимые будущему специалисту, профессионалу той или иной сферы деятельности. Качественное развитие данных навыков позволяет студенту завоевать авторитет не только в студенческой среде, но и у специалистов избранного профиля деятельности, а также дает возможность выиграть конкуренцию на рынке труда.

«Самостоятельная работа обучающихся как элемент образовательного процесса » 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Более 10 нейросетей для написания рефератов и решения задач
Найти нейросеть

Организация и содержание самостоятельной работы студентов

Профессиональная компетентность является залогом эффективной работы будущего специалиста. В этой связи система высшего образования и среднего профессионального ориентирована в настоящее время на формирование профессиональной компетенции будущих специалистов.

Она необходима для формирования навыков работы с большими объемами информации, ее отбора для решения профессиональных задач, принятия решений и стремления к совершенствованию своих навыков и профессиональных аспектов деятельности.

Самостоятельная работа выступает ведущей формой организации обучения в высшей школе или в среднем профессиональном учебном заведении. Она ориентирована на развитие профессиональной компетенции будущих специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Она учит основам самостоятельной профессиональной работы и формирует мобильных выпускников.

Самостоятельная работа студентов организуется как на аудиторных занятиях, так и в форме внеаудиторной работы.

Что касается аудиторной работы, то она, как правило, реализуется посредством помощи и поддержки преподавателя. Внеаудиторная работа является формой обучения, реализуемого через самостоятельную разработку студентом определенной линии деятельности, ориентированной на решение поставленной задачи, достижение какой-то цели.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы можно представить тремя параллельными путями:

  1. Комплекс разнообразных задач, упражнений, которые студенту необходимо решить.
  2. Освоение студентами способов решения той или иной учебной задачи.
  3. Предложение студентами собственных способов решения учебных задач, отвечающих логике учебного процесса.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может быть реализована в следующих видах:

  • Написание статей, рефератов, докладов, эссе;
  • Работа с разными источниками информации: периодические издания, интернет-ресурсы, литература по изучению какой-то темы на основании их представления в опоре на составленный конспект;
  • Написание творческих работ;
  • Проведение исследовательской деятельности;
  • Отработка пропущенных занятий, за счет выполнения различных самостоятельных заданий.

Содержание самостоятельной работы, естественно, опирается на содержание учебной дисциплины, по которой она реализуется, а также требует сохранения логической цепочки образовательного процесса.

Самостоятельная работа ориентирована на конкретизацию научных знаний и навыков и формирование представлений об их практическом использовании в разных областях деятельности.

Самостоятельная работа необходима для того, чтобы закрепить знания студентов по определенной дисциплине, а тем самым, расширить их профессиональные знания, поднять их на новый качественный уровень. на аудиторных занятиях не хватает времени для полноценного изучения какой-то темы и ее практической отработки.

При организации самостоятельной работы студента, требуется обеспечение интерактивности обучения т.е. наличия обратной связи с преподавателем, который контролирует ее выполнение и корректирует работу студента.

Условия эффективной самостоятельной работы студентов

Чтобы самостоятельная работа студентов приносила плоды т.е. помогала формировать профессиональные компетентности будущих специалистов и формировала их конкурентоспособность на рынке труда, требуется ее правильная организация. Для этого, должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Наличие материального и технического обеспечения учебного заведения.
  2. Адекватное планирование временных ресурсов, отводимых на самостоятельную работу.
  3. Обоснованные задания, применяемые для самостоятельной работы студентов.
  4. Сопровождение преподавателя самостоятельной деятельности студента.
  5. Связь содержания самостоятельной работы с конкретными дисциплина, входящими в состав образовательной программы.
  6. Ориентация содержания самостоятельной работы на развитие универсальных учебных компетенций учащихся.
Дата последнего обновления статьи: 09.06.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot