Целевое назначение самостоятельной работы
Самостоятельная работа – это учебная деятельность, совершаемая учащимся в ходе обучения самостоятельным образом, без помощи педагога, но на основании имеющихся знаний и алгоритмов деятельности.
Самостоятельная работа является важной формой контроля знаний учащихся, а также проверки понимания ими освоенной темы. Она активно применяется на всех стадиях и уровнях обучения.
Самостоятельная работа является важным средством развития студентов и их подготовки к профессиональной деятельности. Работа, используемая на этом уровне образования приобретает иной характер. Она становится более сложной, поскольку, ориентирована на формирование у учащихся профессиональных компетенций и подготовку конкурентоспособных специалистов.
Целевое назначение применения самостоятельной работы в образовательном процессе вуза можно отразить несколькими приоритетными задачами ее применения:
- Закрепление и углубление знаний в определенной области, профессиональном направлении.
- Превращение знаний в стереотипы интеллектуальной, физической и иных видов деятельности.
- Расширение знаний и навыков по дисциплинам профессионального курса обучения.
- Развитие научно-исследовательских навыков и направлений деятельности учащегося.
- Формирование стремления и заинтересованности в качественном освоении образовательной программы вуза.
- Формирование основ самоорганизации и самоконтроля своей деятельности.
- Формирование основ самореализации и самоутверждения, посредством активизации самостоятельной мыслительной работы.
- Формирование основ самостоятельной профессиональной деятельности разной направленности.
Данные цели отражают навыки, необходимые будущему специалисту, профессионалу той или иной сферы деятельности. Качественное развитие данных навыков позволяет студенту завоевать авторитет не только в студенческой среде, но и у специалистов избранного профиля деятельности, а также дает возможность выиграть конкуренцию на рынке труда.
Организация и содержание самостоятельной работы студентов
Профессиональная компетентность является залогом эффективной работы будущего специалиста. В этой связи система высшего образования и среднего профессионального ориентирована в настоящее время на формирование профессиональной компетенции будущих специалистов.
Она необходима для формирования навыков работы с большими объемами информации, ее отбора для решения профессиональных задач, принятия решений и стремления к совершенствованию своих навыков и профессиональных аспектов деятельности.
Самостоятельная работа выступает ведущей формой организации обучения в высшей школе или в среднем профессиональном учебном заведении. Она ориентирована на развитие профессиональной компетенции будущих специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Она учит основам самостоятельной профессиональной работы и формирует мобильных выпускников.
Самостоятельная работа студентов организуется как на аудиторных занятиях, так и в форме внеаудиторной работы.
Что касается аудиторной работы, то она, как правило, реализуется посредством помощи и поддержки преподавателя. Внеаудиторная работа является формой обучения, реализуемого через самостоятельную разработку студентом определенной линии деятельности, ориентированной на решение поставленной задачи, достижение какой-то цели.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы можно представить тремя параллельными путями:
- Комплекс разнообразных задач, упражнений, которые студенту необходимо решить.
- Освоение студентами способов решения той или иной учебной задачи.
- Предложение студентами собственных способов решения учебных задач, отвечающих логике учебного процесса.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может быть реализована в следующих видах:
- Написание статей, рефератов, докладов, эссе;
- Работа с разными источниками информации: периодические издания, интернет-ресурсы, литература по изучению какой-то темы на основании их представления в опоре на составленный конспект;
- Написание творческих работ;
- Проведение исследовательской деятельности;
- Отработка пропущенных занятий, за счет выполнения различных самостоятельных заданий.
Содержание самостоятельной работы, естественно, опирается на содержание учебной дисциплины, по которой она реализуется, а также требует сохранения логической цепочки образовательного процесса.
Самостоятельная работа ориентирована на конкретизацию научных знаний и навыков и формирование представлений об их практическом использовании в разных областях деятельности.
Самостоятельная работа необходима для того, чтобы закрепить знания студентов по определенной дисциплине, а тем самым, расширить их профессиональные знания, поднять их на новый качественный уровень. на аудиторных занятиях не хватает времени для полноценного изучения какой-то темы и ее практической отработки.
При организации самостоятельной работы студента, требуется обеспечение интерактивности обучения т.е. наличия обратной связи с преподавателем, который контролирует ее выполнение и корректирует работу студента.
Условия эффективной самостоятельной работы студентов
Чтобы самостоятельная работа студентов приносила плоды т.е. помогала формировать профессиональные компетентности будущих специалистов и формировала их конкурентоспособность на рынке труда, требуется ее правильная организация. Для этого, должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие материального и технического обеспечения учебного заведения.
- Адекватное планирование временных ресурсов, отводимых на самостоятельную работу.
- Обоснованные задания, применяемые для самостоятельной работы студентов.
- Сопровождение преподавателя самостоятельной деятельности студента.
- Связь содержания самостоятельной работы с конкретными дисциплина, входящими в состав образовательной программы.
- Ориентация содержания самостоятельной работы на развитие универсальных учебных компетенций учащихся.