Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Структура профессиональной ориентации

Определение 1

Профессиональная ориентация – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору будущей профессии, оказание помощи в самоопределении, исходя из специфики личностного развития и параметров социально-экономического развития общества.

Профессиональная ориентация основывается на профессиональной консультации, представляющей собой индивидуально направленную помощь в самоопределении и профессиональном выборе.

Профессиональная ориентация выступает внешним направляющим, ориентиром профессионального поведения и профессиональной деятельности учащегося.

Профессиональная ориентация выступает системным процессом, включающем следующие компоненты:

  1. Профессиональное просвещение. Оно представляет собой ознакомление учащихся старшей школы с разновидностями профессий, их особенностями, востребованностью на современном рынке труда, пользой для общества, требованиями к той или иной профессиональной деятельности, к выполнению трудовых операций, понятием квалификации и способами ее повышения, а также возможностями карьерного роста в конкретном профессиональном сегменте. Профессиональное просвещение нацелено на мотивацию молодежи к трудовой деятельности, выбору конкретной профессии, поиску себя в профессиональном мире. Профессиональное просвещение помогает школьникам понять социально-экономические потребности общества, его заинтересованность в расширение объема профессиональных кадров конкретной специальности и оценить свой уровень развития, свои потребности и возможности получения данного профессионального образования и осуществления продуктивной профессиональной деятельности.
  2. Профессиональное консультирование. Оно ориентировано на ознакомление учащихся с различными видами профессиональной деятельности, оказание помощи в оценке своих потенциальных профессиональных возможностей, предоставление рекомендаций по выбору профессиональной деятельности конкретным учащимся, исходя их особенностей его развития, потребностей, стремлений, уровня интеллектуального развития и наличия творческого потенциала.
  3. Психологическое сопровождение. Оно помогает учащимся расслабиться, снять нервное напряжение, связанное с выбором будущей профессии, достичь положительного отношения к своему будущему, позитивного настроя, веры в себя и свои силы.
«Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Профессиональная ориентация имеет важное значение для будущей социальной адаптации. Если школьник выбирает адекватную профессию, которая отвечает его возможностям, максимально соответствует его желаниям и стремлениям, то он будет успешно самореализован в профессиональной сфере, легко приспособиться к своей трудовой деятельности. От этого выигрывает и общество, так как, выбор адекватной профессии повышает производительность труда, а соответственно способствует повышению уровня жизни населения и общественному прогрессу.

Профессиональное самоопределение

Определение 2

Самоопределение – это личностный выбор своей жизненной позиции, своих взглядов и идей, а также направлений развития, определяющих методы самореализации и самоутверждения в конкретных жизненных условиях и ситуациях.

Профессиональное самоопределение – это самоориентирование учащегося на выбор своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение связано с поиском смысла личностью своего участия в конкретной трудовой деятельности. Кроме того, учащийся должен осознать смысл своего самоопределения, его необходимость и значимость. Смысл профессионального самоопределения отражает значимость и необходимость выполнения конкретных трудовых операций т.е. человек определяет для чего он желает заниматься именно этой профессиональной деятельностью, что она ему принесет.

Смысл профессионального самоопределения может быть представлен следующими показателями:

  1. Получение справедливого заработка.
  2. Труд на самого себя т.е. выполнение какой-то деятельности для того, чтобы обеспечить себя и свое существование.
  3. Мучения, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию.
  4. Интуитивная направленность на то, что может дать конкретная профессия для собственного самоутверждения, формирования чувства значимости и важности.
  5. Желание занимать престижную должность, быть исключительным в профессиональной сфере.

Профессиональное самоопределение реализуется на двух уровнях:

  1. Изменение сознания личности и развитие ее самосознания. Они связаны с теоретической реорганизацией своего саморазвития и самоопределения.
  2. Реальные практические изменения социальной позиции и социального статуса личности. они отражают практические достижения в профессиональном выборе и профессиональных достижениях.

Профессионального самоопределения можно достичь через изменение смысла своего профессионального бытия и самореализацию в профессиональной сфере деятельности.

Кроме того, профессиональное самоопределение реализуется в ходе завершения какого-то этапа жизненного пути и развития: обучение в школе, институте, переезд в другой город/страну, смена работы, карьерный рост.

Этапы профессионального самоопределения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы профессионального самоопределения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональный выбор как компонент профессионального самоопределения

Определение 3

Профессиональный выбор – это решение учащегося о выборе своего профессионального пути, направления деятельности, затрагивающее только ближайший временной период.

Профессиональный выбор предполагает выбор профессии. При этом, учащийся старшей школы не формирует детального плана своей будущей жизнедеятельности т.е. он не анализирует, насколько его выбор окажется удачным в будущем, каким образом он будет профессионально реализовывать себя.

Профессиональный выбор, в некоторых случаях, выступает следствием наличия каких-то жизненных целей, которых человек хочет достичь, посредством выбора данной профессии: разработать вакцину от рака, построить дом, обучиться выполнению конкретных операций в определенной сфере деятельности. При этом, этот выбор не отражает видение учащегося своего будущего. Он просто стремиться достичь желаемого, удовлетворить свои потребности.

Адекватный профессиональный выбор реализуется в три этапа:

  1. Определение своих желаний. Учащийся выбирает чем бы ему хотелось заниматься в жизни, что приносит ему удовлетворение, что он будет делать с интересом и удовольствием.
  2. Учет своих возможностей. Удовлетворить свои желания можно только при наличии у личности определенного уровня знаний, учебной подготовки, практических навыков, состояния здоровья, наличие творческих способностей.
  3. Определение потребностей рынка в конкретных профессиональных кадрах. Важно, оценить востребованность данной профессии на рынке труда и перспективу ее развития. Для этого, зачастую, требуется пренебречь своими желаниями.
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot