Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотивация в процессе обучения старших школьников

Определение 1

Мотивация обучения – это наличие у учащихся заинтересованности и потребности в учении, познании и развитии.

Данная мотивация является залогом эффективности обучения и достижения целей и задач образования. Поэтому, необходимо развивать мотивацию к обучению на всех его этапах, чтобы активизировать познавательную работу учащегося, направить его на разные виды и направления учебной деятельности.

Мотивация является внутренним мотивом, побуждающим личность к выполнению той или иной деятельности. Мотивы учения бывают различными. Они зависят от целей, которые ставят учащиеся в ходе своего обучения, т.е. от того, чего они хотят достичь в ходе учебной работы.

Мотивация имеет свою специфику в разные возрастные периоды развития личности и на разных этапах обучения.

Особенности формирования учебной мотивации старших школьников

В старшем школьном возрасте происходит активное развитие личности и ее самоутверждения. Она стремится к самореализации в разных сферах и направлениях деятельности. Это вызывает познавательную активность, а, следовательно, рост мотивации к познанию и учению.

В развитии учебной мотивации старших школьников можно выделить следующие особенности:

  1. Связь учебной деятельности с будущим развитием. Познавательные интересы отражают взгляды учащегося на свое будущее, его стремления и мечты;
  2. Дифференциация познавательных интересов. Учащиеся данного возраста становятся более самостоятельными. У них раскрывается их индивидуальность, формируются собственные взгляды на мир и его проблемы. Поэтому, познавательные интересы учащихся становятся более разрозненными;
  3. Стремление к совершенствованию своих учебных навыков, познавательных возможностей;
  4. Формирование заинтересованности исследовательской деятельностью и ее активное включение в образовательный процесс;
  5. Освоение приемов самообразования и саморазвития;
  6. Укрепление и углубление познавательных мотивов за счет повышения интереса к знаниям конкретной научной области, конкретной направленности профессиональной деятельности;
  7. Формирование социальных мотивов обучения и придание им действенного характера;
  8. Формирование мотивов профессионального и жизненного самоопределения;
  9. Постепенное утверждение иерархии потребностей. Приоритетные потребности требуют скорейшего удовлетворения. Как правило они связаны с жизненными планами, профессиональным выбором. А это активизирует познавательную мотивацию.
«Мотивация в процессе обучения старших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В старшем дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов деятельности с потребностями. Его установление говорит о личностном развитии учащегося. Однако, возникают различные проблемы в формировании данной связи между мотивами и потребностями. Они разрешаются в ходе применения разных средств и технологий формирования мотивации к обучению и познанию.

Разновидности учебной мотивации старшеклассников

Мотивация к обучению является важным аспектом образовательной деятельности в старших классах школы. Она формирует целенаправленность обучения и ее ориентацию на личностное развитие и профессиональное самоопределение учащегося.

В старшем школьном возрасте происходит расширение познавательных возможностей учащихся, поэтому следует создать все необходимые условия для развития положительной мотивации к обучению.

Учебная мотивация старшеклассников бывает двух основных видов:

  • Внутренняя мотивация. Она связана с внутренними побуждениями учащегося к познанию и обучению. Она отражает желание заниматься учебной деятельностью, ее конкретным направлением. Это приносит удовольствие учащемуся, вызывает у него положительные эмоции. Внутренняя мотивация формируется во взаимосвязи с самореализацией старшего школьника, его стремлением к личностному росту, развитию, социальному самоутверждению.
  • Внешняя мотивация. Она отражает стремления учащегося угодить кому-то. Это может быть желание не огорчать родителей, соблюдать регламент школы, угодить педагогу, завоевать авторитет в классе. Данная мотивация носит кратковременный характер и характеризуется низкой эффективностью в учебном процессе, достижении высоких образовательных результатов, удовлетворения своей деятельностью. Учащийся не испытывает удовольствия от процесса обучения и делает все наперекор собственным желаниям и потребностям. Также, если внешнее давление прекращается, то мотивация к обучению снижается, а может и вовсе пропасть.

Условия развития учебной мотивации старшего школьника

Чтобы развить у учащегося старшей школы потребность в познании и поставить ее на приоритетную позицию в иерархии его потребностей, необходимо соблюдение ряда условий организации образовательной деятельности. К ним относятся:

  1. Предоставление учащимся свободы выбора направлений деятельности, содержания образования, внеклассной работы. Это помогает в самоутверждении учащегося, формировании у него ответственности за свой самостоятельный выбор и следование данному пути развития.
  2. Соответствие целевого назначения образовательной деятельности потребностям, интересам, уровню развития учащегося, жизненным ориентирам учащегося. Итоги образовательной деятельности должны способствовать удовлетворению учащегося, достижению каких-то значимых для него результатов.
  3. Ориентация обучения на конкретного учащегося, его потенциальные возможности и способности. Необходимо сравнивать его достижения с его прошлыми образовательными итогами и ориентирами развития.
  4. Характер взаимоотношений с педагогом и отношения педагога к учащимся и своей профессиональной деятельности. Педагог должен строить свою работу так, чтобы вызвать желания у учащихся посещать его уроки, развиваться и общаться с ним, обсуждать разные темы и т.д.
  5. Взаимоотношения учащегося в школьной среде. Они отражают прочность связей с педагогом и одноклассниками, лидерство, уважение к личности учащегося педагогами, оказание помощи и поддержки в профессиональном самоопределении.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot