Самообразование - это целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека
Сущность самообразования педагога
В настоящее время непрерывное образование педагога предусматривает не только специально организованное получение знаний и умений по профессии, но и процесс самообразования, который позволяет ему овладеть необходимыми навыками педагогической деятельности и достичь в ней профессионального мастерства, тем самым совершенствуя и собственную личность.
Необходимость в самообразовании обусловлена в первую очередь целями, стоящими перед педагогической деятельностью.
Педагогическая деятельность не стоит на месте, к ней постоянно предъявляются все новые требования, внедряются инновации и обновления. Все это требует от педагога повышения уровня собственных знаний с целью овладения данными новшествами и эффективным внедрением их в педагогический процесс.
Обновление и расширение знаний педагога так же необходимо для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности учащихся в новых знаниях, качественно расширять их кругозор, мотивировать на обучение.
Педагог, занимающийся самообразованием, осваивает новые педагогические идеи, внедряет в процесс обучения передовой опыт, апробирует и анализирует полученные по итогам внедрения результаты.
Довольно часто происходит так, что при поступлении в педагогические учебные заведения, вчерашние школьники попадают в новые для них условия, которые требуют получения новых умений и навыков для успешного обучения. В последующем тот опыт, что был им получен на первом курсе обучения по адаптации к новым условиям, положительно сказывается и в профессиональной деятельности. Педагоги быстро ориентируются в нововведениях, овладевают ими и успешно применяют в профессиональной деятельности.
Овладение навыками самообразования подразумевает:
- Сформированность культуры умственного труда (мышление, анализ, синтез и т.д.)
- Наличие устойчивого познавательного интереса, умений и навыков творческого разрешения профессиональных задач (проблем, ситуаций)
- Овладение эффективными приемами и методами самостоятельной работы по получению необходимой информации
- Гигиену умственного труда и его педагогическую целесообразность
- Умение правильно и рационально распределять собственное время, равномерно расходовать духовные и физические силы.
Структура профессионального самообразования педагога
Профессиональное самообразование педагога имеет следующую структуру:
- Педагогическое просвещение: освоение педагогом научных педагогических идей, передового опыта, инноваций в области преподавания и т.д.
- Овладение новыми подходами и ценностными установками в профессиональной педагогической деятельности.
- Умение осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и опыта практической работы.
В потребностях педагога в психолого-педагогических знаниях проявляется глубина личной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; желание оценить свой опыт в контексте опыта других педагогов.
Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыков) и профессиональной позиции педагога в обществе. В связи с этим самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения педагога, которая включает в себя как анализ результатов его собственной деятельности, так и его способность управлять им.
Самообразование как часть непрерывного образования подразумевает:
- компенсацию недостатков полученного образования;
- постоянная адаптация личности к изменяющемуся миру;
- постоянное развитие творческого потенциала личности.
Для начинающего педагога на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в будущем более важны цели, связанные с развитием творческого потенциала.
Цели и закономерности процесса самообразования
В соответствии с ведущими целями самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности педагога:
- компенсаторный – направлен на устранение пробелов в знаниях
- адаптация – достижение необходимого уровня педагогической культуры
- творческий – развитие и совершенствование педагогического творчества
Определение цели во многом зависит от личности педагога, имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков, уровня подготовки и желании заниматься самообразованием. Исходя из этого, приято различать три типа целей самообразования педагога:
- Ближние цели самообразования – заполнение пробелов в знаниях, пополнение знаний по ведущим предметам (психология, педагогика, возрастная физиология и т.д.).
- Средние цели самообразования – углубление и расширение знаний по конкретному предмету или проблеме в области педагогики.
- Дальние цели самообразования – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью повышения их квалификации.
Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.
Закономерности процесса самообразования:
- Стремление к самообразованию во многом зависит от уровня умственного и нравственного развития педагога, его социальной активности и жизненной позицией.
- Стремление к самообразованию растет пропорционально удовлетворению его познавательных потребностей и интересов посредством деятельности по самообразованию.
- Стремление к самообразованию опирается на наличие у педагога навыков самообразования и потребности в их совершенствовании.
- Стремление к самообразованию напрямую зависит от условий познавательной деятельности педагога.
Таким образом, профессиональное самообразование педагога является одной из важнейших составляющих успешности его педагогической деятельности.