Биография Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер – знаменитый австрийский философ, педагог, оккультист 20 века.
Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства.
Рудольф сначала учился в сельской школе, затем перешел на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.
С 1888 по 1897 год он работал в архиве Гёте в Веймаре. В это время он пишет несколько книг основанных на философии Гете.
В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.
В 1894 году выходит по мнению Штайнер самая значимая его работа «Философия свободы», которая посвящена этике, и которая по мнению автора может помочь людям освободиться духовно.
В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин и становится редактором журнала «Magazin für Literatur».
С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерике, тем самым привлек к себе внимание теософов и представителей масонства.
С 1902-1910 годы Рудольф Штайнер опубликовал ряд работ, повещённых теософии. Его сочинения наполнены идеями гуманизма, что противоречило идеям оккультизма, сложившимся в то время.
В 1912 году Штайнер решил основать свое собственное Антропософское общество.
В 1919 года он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.
Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:
- сельское хозяйство,
- искусство,
- живопись,
- архитектуру,
- культуру,
- политику.
Что такое антропософия
Антропософия – это религиозно-мистическое учение, ветвь теософии. Суть этого направления заключается в методах саморазвития и духовного самопознания которые приходят через мышление человека. Последователи иначе называют это направленнее «наукой о духе».
В себе антропософия соединяет христианскую мистику, европейскую идеалистическую традицию, пифагорская и неоплатоновская мистика, каббала и немецкая натурфилософия.
Сам Штейнер подразумевал под своим учением исследование духовного мира. Духовный мир мог быть исследован путем природопозаннания и через мистику. Человек с помощью познания духовного в самом себе в последствии сможет понять все то духовное что происходит во всей вселенной.
Педагогическая деятельность
Штейнер всегда поддерживал идею о том, что образование должно быть независимым от государства. В 1907 года публике было представлено сочинение Штейнера «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки». Эта работа посвящена основным стадиям, которые проходит ребенок во время своего развития.
Штейнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В ее основе лежат антропософские принципы.
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники.
Считается что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребенка. Эти потребности выделяются на основе его антропософской гипотезы. Эта гипотеза касается триединства самого человека, четырех человеческих сущностей и учения о темпераменте.
Гипотеза о триединстве человека заключается в следующем: в человеке соединены три единства – Дух, Душа, Тело. Они представляет собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребенка, и на развитие волевых качеств.
По мнению Штейнера, у человека есть не только физическая сущность, а еще три сущности, которые невозможно воспринять, – они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:
- эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
- астральное тело (представляет собой психические переживания)
- Я – духовная часть человека, которая является бессмертной
Эти сущности появляются в человеке не сразу и не одновременно. Они появляются в соответствующей последовательности, временной промежуток между ними составляет примерно 7 лет.
За время обучения в школе, у ребенка должно сформироваться две сущности:
- эфирное тело
- астральное тело
Примерно в 7 лет у ребенка происходит ряд изменений в восприятии и мышлении. Ребёнок следует авторитету, вкладывает душевные силы в свое обучение, происходит формирование образной фантазии и памяти. В этот момент происходит зарождение эфирного тела.
Астральное тело начинает зарождаться в тот момент, когда человек входит в фазу полового созревания. В этот момент происходит интенсивное эмоциональное взросление, развивается абстрактное мышление, человек учится судить, рассуждать и мыслить свободно и самостоятельно, формирует собственное независимое мнение.
В возрасте 21 года по мнению Штайнера человек готов к саморазвитию.
Та или иная сущность Штайнера отсоветует определённому типу темперамента. По Штейнеру физическое тело – это меланхолик, эфирное тело представляется флегматиком, астральное тело – сангвиник, а Я – соответствует холерику.
Согласно теории Вальдорфской школы ребенку должна быть предоставлена возможность развиваться в собственном темпе. Для этой школы характерно использование натуральных материалов, учебники и игрушки не предоставляются в готовом виде, большое внимание сосредоточено на духовном развитии. Учебный материал предоставляется блоками, которые в рамках школы называются «эпохами». Обучающий день делится на три основных блока:
- духовный (активное мышление)
- душевный (музыка и эвритмический танец)
- креативно – практический (рисование, лепка, шитье и так далее)
Общественная деятельность
Штейнер был активным сторонником социальной реформы. Он активно распространял петицию со своими мыслями относительно социального развития.
Основная его книга, посвящена этому вопросу, - «Сущность социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего» была весьма популярна. Согласно Штейнеру, выделяйся три основные сферы - культурная, политическая и экономическая – которые должны тесно взаимодействовать при этом, сохраняя автономность.
Каждая сфера должна выполнять поставленные перед ней основные задачи. Политическая сера должна защищать права человека, культурная сфера должна развивать науку, искусство, образование, религию. Экономическая сфера должна следить за взаимодействием производителей, распространителей и потребителей. Он считал, что эти три основные сферы должны быть равноправными, преобладание какой-то из одной ведет к разрушение нормального развития общества.