Значение наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников
Экологическое образование – это мероприятия по формированию экологического сознания, включающего навыки взаимодействия с природной средой, а также уважительного отношения к природному миру и его особенностям функционирования.
Экологическое образование не является обособленным процессом. Оно тесно связано с воспитание экологической ответственности ребенка, формированием у него основ творческого мышления, знаний и убеждений в области экологии.
Экологическое сознание и культуру поведения в природной среде необходимо формировать у ребенка с дошкольного возраста. Если они закрепятся, как свойства личности, то станут ориентирами социального поведения взрослого человека.
Экологическое сознание имеет важное значение в жизнедеятельности дошкольника. Оно проявляется в следующем:
- Проявление интереса ребенка к миру природы и законам ее функционирования.
- Рассмотрение природы, как эстетической среды, эстетического совершенства. На этой основе формируются эстетические представления ребенка, развивается эстетическое восприятие мира, чувство прекрасного и т.д.
- Получение экологический знаний, позволяющих ребенку осознанно относится к природе, не вредить ей.
- Развитие нравственного отношения к природной среде. Формируется чувство долга и ответственности перед природой и ее обитателями, а также развивается добродушие, сострадание, осознанная потребность помогать «братьям меньшим».
- Экологическое сознание формирует навыки предвидения последствий совершения того или иного действия в природе.
Экологическое образование дошкольников основывается на использовании метода наблюдения. Этот метод способствует лучшему восприятию природы, ее объектов и процессов. Яркие представления закладываются в сознании дошкольника, как образы, которые всплывают в конкретных обстоятельствах.
Использование данного метода имеет следующую значимость в экологическом развитии дошкольника:
- Наблюдение актуально использовать в познавательном процессе дошкольников, поскольку оно отвечает возрастному этапу развития их психических процессов. Лучше всего информация усваивается при ее реальном видении.
- Наблюдение развивает концентрацию внимания, повышает умственную активность дошкольника.
- Наблюдение является увлекательным методом знакомства с природой, поэтому оно мотивирует к дальнейшему изучению ее устройства и процессов.
- Наблюдения за природой развивают понимание ее процессов, формируют навыки видения природы и основ ее устройства.
- Наблюдение заложено в основу разнообразных видов деятельности, направленных на изучение и преобразование природы, активизацию трудовых навыков в природной среде.
- Наблюдения за природными процессами помогают в развитии речи дошкольников. Педагог комментирует детям то, что они видят, помогает в правильном назывании природных объектов и процессов, за которыми наблюдают дошкольники.
Содержание циклических наблюдений за природой
Цикл экологических наблюдений – это способ организации педагогического процесса по экологическому образованию дошкольников, основанный на рассмотрении того или иного объекта, процесса или явления природы циклами его прохождения.
Цикл наблюдений представляет собой последовательность наблюдений за конкретным объектом или процессом природы. Каждое новое наблюдение является связанным с предыдущим. Все наблюдения цикла имеют сове особое содержание, целевое назначение и связаны между собой.
Наблюдение цикла проживания того или иного объекта природы позволяет сформировать у ребенка устойчивое и осознанное представление о нем: его устройстве, компонентах, особенностях функционирования.
Циклическое наблюдение в экологическом образовании дошкольников имеет много преимуществ. К ним относятся следующие:
- Обеспечение поэтапного освоения экологической информации. Это способствует ее лучшему закреплению.
- Новые наблюдения за одним и тем же процессом или объектом расширяет знания о нем и способствует открытию новых сторон его устройства.
- Расширение и уточнение имеющихся представлений о природе, ее объектах и процессах.
- Развитие мотивации к познанию за счет продолжительности наблюдения.
Циклические наблюдения могут быть организованы в природе или в природном уголке, сформированном в ДОУ. Важно, чтобы наблюдения проводились регулярно. Необходимо составить график наблюдений и записывать его результаты. В этом помогает составление календаря природы, в котором фиксируются наблюдения за ростом растений или изменением погодных условий в разные времена года.
Как правило, многократное наблюдение за одним и тем же природным процессом повышает эффективность наблюдения. Главное, каждый раз вносить в этот процесс какое-то новшество.
Содержание циклических наблюдений варьируется в зависимости от возраста дошкольника. Но существует ряд аспектов экологического воспитания, которые должны быть освоены каждым дошкольником. К ним относятся:
- Явления природы, характерные для каждого времени года.
- Умение выделить признаки того или иного явления природы.
- Установление связей между явлениями природы и трудовой деятельностью людей, между внешними и внутренними свойствами овощей и фруктов, между состоянием растительного мира и временами года и т.д.
- Установление зависимостей между сезонами года и жизнью растительного и животного мира.
- Знание последовательности времен года.
- Навыки сравнения признаков времен года.
- Выделение основных характеристик растительного, животного мира и их отличие от социальной среды.
- Установление связей между состоянием неживой природы, растительным, животным миром, трудовой и бытовой деятельностью людей.
- Понимание временных связей окружающего мира.