Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология витагенного образования (А. С. Белкин)

Сущность витагенного образования и его классификационные параметры

Замечание 1

Август Соломонович Белкин – доктор педагогических наук, академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки.

А.С. Белкин разработал и апробировал технологию витагенного образования.

Витагенное образование – это обучение, в основе которого лежит актуализация жизненного опыта личности, ее личностного и интеллектуального потенциала в педагогических целях.

В рамках витагенного образования, важное значение имеет жизненный опыт. Однако необходимо отличать опыт жизни и жизненный опыт. По мнению А.С. Белкина это совершенно разные понятия, которые имеют различное содержание.

Определение 1

Опыт жизни – это витагенная информация, которая не получена самостоятельно, а основана на осведомленности человека об определенных сторонах жизни и деятельности.

Опыт жизни не имеет для человека достаточной ценности. Однако, как было установлено А.С. Белкиным, именно с опорой на опыт жизни и строится процесс обучения в большинстве образовательных технологий.

Определение 2

Жизненный опыт – витагенная информация, которая была получена личностью самостоятельно и являющаяся ее достоянием.

Жизненный опыт откладывается в резервах памяти личности и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации в различных жизненных ситуациях. В педагогике это принято называть компетентностями.

Классификационными параметрами технологии витагенного образования являются:

  • уровнем и характерам технологии выступает отраслевая макротехнология;
  • экзистенциальная философская основа;
  • совокупность социогенных и биогенных факторов;
  • ассоциативно-рефлекторная научная концепция освоения;
  • ориентация на личностные структуры и сферы, такие как: ЗУН, СУД и ключевые компетенции;
  • социально-педагогическая деятельность представлена социализацией личности;
  • светский и общеобразовательный характер содержания;
  • характер управления учебно-воспитательным процессом представлен работой с малыми группами;
  • коммуникативные методы являются ведущими;
  • классно-урочная форма работы с учащимися в рамках учебного процесса;
  • характер воспитательного взаимодействия и подхода к ребенку основан на сотрудничестве;
  • основой модернизации выступает направление на личностную ориентацию.
«Технология витагенного образования (А. С. Белкин)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целевые ориентиры и концептуальные положения технологии витагенного образования

Целевыми ориентирами технологии витагенного образования выступают:

  1. Формирование у учащихся следующих компетенций: навык адаптации к современным условиям жизни.
  2. Формирование самосохранения и самодисциплины, умения при необходимости мобилизовать собственные силы.
  3. Воспитание у детей жизнеспособности.
  4. Формирование представления о том, что процесс образования многомерен.

Концептуальными положениями технологии витагенного образования выступают:

  1. Голографическое сознание – каждая личность рассматривается как соединение множества векторов развития (движения).
  2. Фундаментальной основой любого образования выступает человеческая жизнь (вита).
  3. Использование всех задатков и способностей ребенка для успешного решения педагогических задач.
  4. Эффективность процесса образования во многом зависит от сотрудничества педагога и учащегося.
  5. Опора на жизненный опыт личности, как педагога, так и учащегося. Превращение жизненного опыта в образовательные ценности.
  6. Опора на подсознание личности, ее представлений о многомерности образовательного процесса.

Особенности содержания и методики

В основе витагенного образования лежит витагенная проекция.

Определение 3

Витагенная проекция – это витагенная информация каждого учащегося, которая была востребована педагогом непосредственно в рамках данного учебного занятия.

Источниками витагенной информации могут выступать СМИ, книги, общение с окружающими, разнообразная деятельность личности и т.д.

Замечание 2

Вектор обучения: ученик – знания – учитель.

В процессе подачи новой учебной информации педагог опирается на витагенную информацию, осуществляет анализ полученного ребенком опыта (положительного или отрицательного) и проецирует его на тему урока.

Определение 4

Дидактическая проекция – научная информация, которая исходит от педагога, посредством использования витагенной информации учащихся.

Замечание 3

В данном случае вектор обучения: учитель – знание – ученик.

Переход витагенной информации в жизненный опыт осуществляется через прохождение нескольких стадий:

  1. Первичное недифференцированное восприятие витагенной информации.
  2. Осуществление оценочно-фильтрующего восприятия полученной информации (то есть с позиции личностной значимости получаемой информации).
  3. Осмысление информации и установка на ее запоминание.

Важным условием превращения витагенной информации в ценности обучения является ценностное отношение к знанию.

Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность.

Ценными и значимыми знаниями для ребенка будут только те, которые он воспринимает как личностно-значимые. То есть только те, которые важны для него и его развития. Эффективность усвоения учебных знаний зависит от того как они связаны с его личностным опытом. В том случае если ребенок что-то испытал на себе, познал или увидел, то это ему запомниться и усвоится лучше, чем просто услышанное.

Еще одним важным моментом является ценностное отношение ребенка к незнанию.

Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе.

В том случае, если ребенок осознает, что его незнание чего-либо отрицательно сказывается на его положении как личности и понимает необходимость заполнения данного незнания, то можно говорить о его готовности к обучению и возможно высоких результатах данного процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot