Роль чтения в обучении иностранному языку учащихся старших классов
Чтение — это совокупность практик и процедур работы с письменным текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.
Чтение является одним из важнейших умений человека, так как позволяет ему получать необходимую информацию из письменных текстов. Кроме того, чтение является одним из способов общения между людьми, выступает в качестве метода хранения и передачи опыта (информации). Можно сказать, что одной из основных функций чтения является обучение, воспитание и развитие человечества.
В повседневной жизни человека чтение выступает самостоятельным видом коммуникативной деятельности, которая состоит в передаче информации от человека к человеку, заключенной в конкретном тексте.
В процессе изучения иностранного языка у учащихся происходит развитие познавательных функций психики. Во время овладения иностранным языком тренируются разнообразные приемы по запоминанию иностранных слов, правил и нюансов. Данная работа способствует развитию разнообразных приемов по запоминанию, формированию филологического мышления, а также расширению общих знаний об окружающей действительности. Одним из наиболее действенных приемов развития указанных выше качеств, является использование чтения.
На начальных этапах изучения иностранного языка учащиеся старших классов, овладевают в основном навыками чтения вслух и только лишь в некоторой степени чтением «про себя».
Обучение чтению в процессе изучения иностранного языка – это овладение техникой правильного складывания иностранных букв, с целью получения звукового звучания написанного слова.
От того, в какой степени учащиеся овладели к старшему школьному возрасту техникой чтения, зависит правильность прочтения ими иностранных слов, и соответственно правильность произнесения и понимания написанного текста.
Таким образом, чтение на иностранном языке подразумевает соотнесение иностранных букв и звукового образа в их зрительном восприятии.
Чтение на иностранном языке находится в тесной взаимосвязи с воспроизведением иностранных слов и их пониманием. В связи с чем, чтение способствует на восприятие иностранной речи, в процессе коммуникации.
Одной из особенностей чтения на иностранном языке является то, что оно в отличие от чтения на родном языке не всегда приносит читающему удовольствие, так как требует от него ряда усилий. Результатом зачастую является не получение определенной информации, а овладение навыками чтения на иностранном языке, понимание иностранного языка и овладение навыками синхронного мысленного перевода.
Виды чтения, применяемые в рефлексивном подходе к обучению иностранному языку
Чтение как один из методов рефлексивного подхода к обучению иностранному языку учащихся старших классов, подразумевает использование следующих видов:
- Ознакомительное чтение – это чтение, которое направлено на усвоение норм и правил чтения на иностранном языке, его основной целью является овладением навыками речевого воспроизведения написанного, без установки извлечения информации из прочитанного. То есть, данный вид чтения предполагает овладение учащимися автоматизированными техническими навыками.
- Изучающее чтение – это чтение, которое предполагает точное и чёткое понимание той информации, которую учащихся читает, а также ее критическое осмысление. Изучающее чтение подразумевает вдумчивое чтение и анализ прочитанного, с опорой на логические и языковые связи текста. Целью данного чтения является 100% адекватное понимание прочитанного на иностранном языке.
- Просмотровое чтение – это чтение, в результате которого учащийся получает общее представление о прочитанном материале. Целью данного чтения является общее понимание текста и рассматриваемых в его рамках вопросах. Этот вид чтение предполагает наличие у читающего значительного объема языкового материала. Время, отводимое на чтение достаточно мало, так как оно не подразумевает чтение каждого слова, а лишь просмотр текста, при котором на одну страницу отводится в среднем 1-1,5 минуты.
- Поисковое чтение – это чтение, которое предполагает прочтение газет и литературы на иностранном языке, то есть поиск конкретной информации в представленном тексте. При этом виде чтение учащийся «бегло» анализирует текст, с целью выделения искомого материала. У учащегося должен быть не только обширный словарный запас на иностранном языке, но и умение быстро ориентироваться в логико-смысловой структуре текста.
Роль чтения как одного из основных средств обучения иностранному языку учащихся старших классов заключается в следующем:
- Чтение способствует развитию мнемической деятельности, которая сопровождает весь процесс прочтения текста на иностранном языке.
- Чтение обеспечивает эффективное усвоение и запоминание языковых единиц, как уже изученных, так и новых.
- Чтение способствует обогащению и расширению словаря.
- Способствует лучшему запоминанию языкового материала, обеспечивает накопление положительного языкового опыта.
- Способствует формированию правильной устной речи, произношению иностранных слов и фраз.
Особое значение занимает чтение вслух, которое очень часто используется в процессе обучения иностранному языку и является одним из его обязательных компонентов.
Таким образом, суть чтения как вида коммуникативной деятельности заключается в извлечении информации, заключенной в тексте, в необходимом объеме. Механизмы чтения осуществляется на усвоенном в устной форме языковом материале поэтапно: вначале осваивается чтение слов, затем - чтение структур с их постепенным расширением, после этого - сочетание структур разных типов и, наконец, чтение небольших текстов с постепенным увеличением их объема и усложнением содержания. При обильном чтении происходит накопление необходимой лексики, которая усваивается и используется при чтении.