Арт-терапия – это разновидность коррекционной работы, направленная на устранение расстройств психоэмоциональной сферы посредство применения средств искусства и художественного творчества.
Арт-терапия является современной педагогической технологией, применяемой в коррекционной системе образования. Она помогает устранить, сгладить недостатки развития детей с разными дисфункциями психической сферы и, обеспечить их полноценное усвоение образовательного материала.
Целевое назначение и особенности использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
ОВЗ –это ограниченные возможности здоровья.
ОВЗ может быть следствием нарушения функционирования органов зрения, слуха, двигательного аппарата, речевых дисфункций, задержки развития психических процессов и интеллектуальных нарушений.
ОВЗ приводят к появлению у ребенка особых образовательных потребностей и затрудняют полноценное обучение, освоение стандартных образовательных программ. Потому, дети с ОВЗ обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где создаются условия для их плодотворного обучения и коррекции, имеющихся недостатков развития.
Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, нацелена на раскрытие внутреннего мира ребенка, его потенциальных возможностей. Она не требует от детей создания шедевров, объектов искусства. Она ориентирована на стимулирование психических процессов и иных дисфункций в ходе занятия арт-деятельностью.
Арт-терапия позволяет достичь следующих положительных результатов в коррекционном обучении:
- Развитие навыков адекватного эмоционального реагирования детей с ОВЗ;
- Включение ребенка в социальную среду и формирование навыков существование в ней;
- Развитие коммуникативной сферы личности ребенка с ОВЗ, устранение его социальной закрытости, замкнутости, улучшение ориентации в общении и взаимодействии;
- Развитие произвольного внимания и навыков саморегуляции;
- Формирование навыков контроля эмоциональных состояний и проявлений ребенком;
- Формирование уверенности в себе;
- Повышение работоспособности и творческого начала деятельности;
- Снятие внутреннего напряжения ребенка;
- Снижение тревожности, агрессии и различных стрессов;
- Развитие адекватного межличностного общения и поведения в коллективе сверстников.
Организация коррекционно-развивающего обучения с применением методов и техник арт-терапии
Коррекционное обучение с использованием арт-терапии реализуется на основании соблюдения следующего ведущего принципа: демонстрация ребенку с ОВЗ его потенциальных возможностей. Понимание своего потенциала ведет к позитивному принятию собственной личности, открывает перед ребенком новые горизонты, демонстрирует его возможности и способствует формированию адекватной самооценки.
В обучении применяются следующие виды арт-терапии:
- Музыкотерапия – использование музыки для активизации творческого потенциала ребенка с ОВЗ, устранение его психоэмоциональных расстройств, снятие нервно-психического напряжения.
Изотерапия - рисование красками с использованием разных стилей рисования и инструментов для достижения указанных коррекционных целей.
Рисунок 1. Изотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работХромотерапия – воздействие цвета на личность. Она основана на цветовом терапевтическом воздействии на организм ребенка с ОВЗ.
- Сказкотерапия – чтение и сочинение сказок, оказывающее влияние на эмоциональную сферу ребенка с ОВЗ и его чувства.
- Имаготерапия – театральная деятельность. Использование театральных постановок, проигрывание детьми сцен из сказок, отображение реальных жизненных событий.
- Песочная терапия – творческая работа с песком: создание фигур из песка, сооружение конструкций разной модификации. Это, также, стимулирует развитие мелкой моторики.
- Куклотерапия – пальчиковый и кукольный театры, создание постановок.
- Фототерапия – использование фотоматериалов в познавательной деятельности, что стимулирует познавательный интерес и повышает эмоциональный настрой на работу.
- Игротерапия – процесс организации взаимодействия ребенка и взрослого, взаимодействия между детьми, посредством использования различных видов игр, ориентированный на активизацию коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.
- Драматерапия – проигрывание проблемных жизненных ситуаций, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка, а также любых проблемных аспектов жизнедеятельности, для их разрешения, нахождения выхода из них, профилактики их развития.
Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Музыкотерапия предполагает проведение музыкальных занятий, ориентированных не на развитие у детей музыкальных навыков и постижение музыкального творчества, а использование музыка в качестве механизма коррекции психоэмоциональных дисфункций.
В ходе музыкальных занятий дети осваивают игру на музыкальных инструментах, изучают различные музыкальные композиции, поют и танцуют под музыку. Это способствует:
- развитию эмоциональной активности ребенка с ОВЗ;
- воспитанию музыкального вкуса;
- развитию навыков социального взаимодействия;
- снижению стресса и нервного возбуждения;
- гармонизации процесса обучения.
Музыкотерапия может быть использована в форме пассивной детской работы т.е. когда дети не проявляют свои музыкальные способности, а просто прослушивают музыкальные композиции, постигая их красоту, методичность, формирую музыкальный вкус и успокаивая свою нервную систему, а может быть организована активная музыкальная деятельность детей – пение, игра на инструментах, танцы, что стимулирует творческое развитие личности, расслабляет и успокаивает детей.
Музыка, также, может быть включена в изобразительные занятия, сказкотерапию, хромотерапию, давая им повышая их коррекционный поенциал.
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Сказкотерапия ориентирована на чтение и прослушивание сказок для:
- поиска смысла, заложенного автором;
- рассмотрения моральных аспектов существования общества, поведения людей, поступков;
- соотношения детьми сказочных событий с реальной жизнедеятельностью;
- переноса смыслов сказки, ее сути в реальность;
- поиска путей решения жизненных проблем;
- поиска способов разрешения конфликтных ситуаций и организации положительного взаимодействия в социальной среде;
- освоение детьми моральных норм, нравственных принципов социального мира.
Сказкотерапия, также, помогает развивать детское воображение и фантазию.
Рисунок 2. Сказкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ