Методы получения результата педагогического исследования
В процессе педагогического исследования осуществляется сбор фактического материала, который в последующем обрабатывается и оформляется в конечный результат.
Для обработки полученного материала применяется ряд методов, позволяющих представить его в виде четко структурированных эмпирических данных.
На сегодняшний день широко используются следующие методы.
Регистрация – выявление определенного качества в исследуемых явлениях, действиях и поступках.
Ранжирование – представление полученных показателей в установленной последовательности, определение для каждого показателя места в ряду объектов.
Моделирование – создание и последующее исследование научных моделей, состоящих из полученных показателей. Смоделированная система должна адекватно отражать предмет исследования и его поведение в различных жизненных ситуациях. Созданная таким образом модель способствует лучшему изучению закономерностей поведения ребенка в разнообразных ситуациях.
В зависимости от используемых исследователем средств модели делятся на два вида:
- Материальные модели – воплощены в конкретных реальных образах и предметах.
- Мнимые (идеальные) модели – представлены наглядно-образными, вербальными, знаковыми и т.д. средствами.
Таким образом, построение модели значительно облегчает работу исследователя, так как она упрощает и обобщает оригинал, соответственно способствует упорядочению и систематизации информации о нем.
Измерения – предполагают математическую обработку, полученных в ходе педагогического исследования, показателей. Для этого исследователь еще в самом начале должен определиться, в каком виде будут представлены полученные им итоговые результаты исследования, подобрать методы и средства фиксации, подсчета и технику вычисления результатов.
Таким образом, исследователь при разработке экспериментальной методики должен начинать с предсказания конечного результата, а все проводимые им исследования должны подчиняться данному предсказанию. В качестве измерений конечного результата исследователем могут быть использованы следующие шкалы, на которые он и опирается в ходе проведения всего исследования:
- Шкала наименований – представление объектов в виде цифровых обозначений
- Шкала порядка – степень соотношения свойств (признаков) и объектов. Чаще всего используется в случае, если полученные показатели не имеют строго количественной меры.
- Шкала интервалов – определяет градацию свойств исследуемого объекта и их различия на равных интервалах. То есть устанавливает четкую единицу измерения показателя.
- Шкала отношений – определяет положение показателя объекта на шкале измерений относительно нулевой точки.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ни одно из имеющихся методов измерений не может быть выполнено абсолютно точно, тем более в рамках педагогического исследования, которое сложно поддается конкретному описанию. Именно поэтому в процессе обработки полученных показателей, с целью их оформления в конечный результат исследования, используются методы математической статистики.
Методы математической статистики позволяют учесть возможные вероятные неточности и отразить их в педагогической интерпретации результатов.
К методам математической статистики, используемых для обработки показателей педагогического исследования, относятся:
- Среднее арифметическое – определение количества ошибок в проверяемых работах экспериментальной группы.
- Медиана – показатель середины исследуемого ряда.
- Степень рассеяния – среднее квадратическое отклонение или дисперсия.
Для проведения расчетов используются специально математические формулы и справочные таблицы. Полученные в ходе обработки данные представляют в виде конечных результатов исследования. Наглядное представление результатов педагогического исследования может быть в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Оформление результатов педагогического исследования
Результаты педагогических исследований могут быть представлены в виде научных работ:
- Диссертация – вид научной работы, которая подразумевает публичную защиту и последующее получение степени кандидата или доктора наук, по итогам защиты.
- Монография – освещение определенной научной проблемы, над которой велась работа на протяжении нескольких лет одним автором или авторской группой. Монография является итогом многолетних исследований, она представляет собой завершенное фундаментальное научное достижение, которое в дальнейшем может быть использовано другими исследователями.
- Брошюра – материал, направленный на исследование и решение современных актуальных проблем в области педагогики. Брошюра ориентирована на широкий круг тех, кто заинтересован данной проблемой (исследователи, студенты, преподаватели, методисты и т.д.).
- Учебник - упорядоченное изложение материала определенной учебной дисциплины, согласно учебной программе, которая утверждена в образовательном учреждении.
- Учебное пособие – соответствует одному или нескольким разделам учебной дисциплины, является дополнением к основному учебнику. Рекомендована при глубоком изучении дисциплины, осуществлении исследования по определенной проблеме и т.д.
- Научная статья – один из видов наиболее оперативного представления результатов проведенного исследования.
- Тезисы – краткое изложение мыслей, сути проблемы исследования и т.д. Публикуется перед проведением научной конференции, семинара, симпозиума и т.д. Сообщает о сути проблемы.
- Доклад - письменное изложение устного выступления, соответствует тексту тезисов.
Итак, педагогика пользуется широким арсеналом научных методов исследования, и все они направлены на получение достоверных данных о педагогической реальности, оформленных в виде конкретных результатов.