Начало реформы образования
Образование является одной из важнейших сфер жизни людей. От его конкретного наполнения разными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структуры построения образовательного учреждения во многом зависит будущее народа и направление его духовного и интеллектуального развития.
Система образования всегда характеризуется определенной матрицей – совокупностью принципов, институциональных образований и энергоинформационных кодов, которыми определяется его повседневное развитие и функционирование. Ее необходимо обновлять гармонично с остальными ее элементами, что принесет образованию огромную пользу, вместе с тем, ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создавать для них катастрофические и необратимые последствия.
В декабре 2021 года приняли Федеральный закон «Об образовании в РФ». Окончательная редакция этого закона продемонстрировала, что накопленный в образовательной системе негатив, не только не изымается, но и дополняет новыми опасными новациями.
Одной из основных целей закона стало внедрение в России Болонской системы образования, которая позволяла сломать существующую до этого матрицу образования в вузах. В условиях нашей страны началось внедрение матрицы «второго коридора» для всех вузов, что в перспективе угрожало истребить необходимую элитно-образовательную прослойку, которая может принимать общественно-значимые стратегические решения.
Ломка отечественной образовательной системы, проведенная после перестройки, может быть разделена на 2 этапа:
- первый – 90-е годы, характеризующиеся хроническим недофинансированием образовательной системы и нанесением множества ударов по морально-нравственным основам общества нашей страны, которые подрывают уважение к учительско-преподавательскому составу. Результат – уход высококвалифицированных сотрудников из средней и высшей школы.
- второй – 2000-е годы, когда началась ломка самой матрицы отечественного образования. В этот периоды был введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), внедрена двухступенчатая система образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры, создана балльно-рейтинговая система в качестве универсального критерия оценки знаний студентов и пр.
Недофинансированием образования и ломкой его матрицы были вызваны катастрофические результаты. Началось падение уровня выпускаемых специалистов, а также качество образования.
Основные негативные последствия реформы образования
К основным негативным последствиям образовательной реформы можно отнести:
- падение социального статуса педагогов – это отразилось на отношении представителей современного российского социума к педагогической деятельности, ее престижу, а также на уровне оплаты труда и социальных гарантий современных педагогов;
- бюрократизация системы образования – число чиновников в ведомствах, которые занимаются образованием, все возрастает. Однако бюрократизация наблюдается не только ростом чиновничьего аппарата, но и качеством его работы;
- ликвидация централизованной системы образовательных критериев и эталонов – сегодня выделение учебных часов и содержание преподаваемых предметов в каждом отдельном учебном заведении производится хаотично, на основании интересов тех или иных подразделений или конкретных людей, которые занимают определенные позиции. Особенно резонансной стала кампания, которую инициировали государственные образовательные ведомства, касающаяся признания части отечественных вузов неэффективными. При этом критерии эффективности для существования того или иного института высшей школы, не имеют централизованной кодификации, а также были сформулированы отдельными чиновниками таким образом, чтобы они не могли бы адекватно применяться к образовательным учреждениям;
- введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве основного средства приема в вузы. Формулировка заданий данного экзамена малопонятна детям, имеющим гуманитарный стиль мышления, помимо того, ЕГЭ может по-настоящему проверить только память абитуриента, либо натренировать его на выполнение того или иного формата задания. Творческие таланты, логическое мышление, способность понимать сущность явлений – ЕГЭ проверить не способен, более того, на практике эти качества оказываются вредными, так как мешают выполнению задания с четким и конкретным шаблоном;
- внедрение системы обучения в 2 ступени: бакалавриат и магистратура. В нашей стране много лет существовала система специалитета с пятилетним очным обучением. Сейчас она урезается до 4х лет бакалавриата, что вызывает сокращение базовых учебных курсов образовательной программы до минимума, а также ряд специальных дисциплин выносится на изучение на младших курсах, что значительно отражается на усвоении их студентами. Этой образовательной матрицей началось формирование специалистов-недоучек, которые не умеют глобально мыслить или выполнять различные практические задания. Специализации в магистратуре разрабатывались в спешном порядке на профильных кафедрах, после чего под них дорабатывали систему спецкурсов, читаемых на других кафедрах. Это создает хаотичный набор знаний;
- введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – эта мера не закреплена существующим российским законодательством, но давно внедрена и используется образовательными учреждениями. Каждый вуз самостоятельно решает вопрос о выставлении баллов, так как отсутствует единая централизованная система оценки знаний и успеваемости.
Основной закон РФ в сфере образования - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», практически никак не исправляет сложившуюся ситуацию, а напротив, закрепляет его ключевые параметры, добавляя еще ряд негативных новаций:
- ликвидация профильного школьного образования и замена его специализацией по классам в рамках обычной школы, между тем, выпускники профильных школ часто были призерами международных олимпиад, а позже могли стать видными учеными, которые могли оставить след в развитии отечественной науки;
- ликвидация системы дошкольного образования – в новом законе дошкольное образование не рассматривается, то есть подзаконные акты, которыми сейчас регулируется эта ступень образования, могут быть отменены, что лишит общество еще одного социального института, созданного для развития детей через коллективную деятельность;
- ликвидация системы докторантского образования – в новом законе нет информации о данной ступени образования, то есть постепенно кандидатов и докторов наук нужно приравнять по статусу и привести к индексу «PhD», как в научном сообществе западных стран.
Все сказанное выше наглядно демонстрирует, что последовательное использование современных законов об образовании не только не способствует выводу этой сферы из переживаемого ею тяжелого кризисного состояния, но и может сделать эти тенденции необратимыми.
Положительные стороны реформы образования
Есть и преимущества рассматриваемого закона в сравнении с действующим законодательством:
- проект закрепляет существование системы дошкольного и докторского образования, то есть гарантирует их функционирование;
- за студентами и преподавателями закреплен широкий набор социальных гарантий и прочих мер социальной защиты;
- законопроект содержит большой объем информации, касающийся условий труда профессорско-преподавательского состава. Например, в соответствии с законом, уровень аудиторной нагрузки не может быть больше 18 часов в неделю, если реализуются образовательные программы и 720 часов в год, если реализуются профессиональные образовательные программы;
- отдельным плюсом выступает положение, касающееся оплаты труда педагогов. Так, зарплата должна превышать среднюю заработную плату работников промышленной отрасли соответствующего субъекта РФ, а зарплата профессорско-преподавательского состава вузов – должна превышать среднюю зарплату не менее, чем в 2 раза. За ученую степень кандидата надбавка составляет 8 тыс., а доктора наук – 15 тыс.;
- законопроект предусматривает совместное существование двух образовательных систем: одноступенчатой – специалитета, двухступенчатой – бакалавриата и магистратуры.
Принятие Закона «Об образовании» и дальнейшая его реализация помогают решать ряд задач и дают толчок для выхода из кризиса современной системы образования России.