Рефлексия – это процесс самопознания человеком собственных внутренних психологических состояний, а также собственной деятельности и поступков.
Сущность педагогической рефлексии
Педагогическая рефлексия – это умение педагога осуществлять самоанализ своей деятельности и прогнозировать ее влияние на учащихся.
Цели педагогической рефлексии:
- развивать и совершенствовать свои рефлексивные способности, на основании собственных индивидуальных особенностей и потребностей;
- анализ реализуемой учебной деятельности, с целью установления ее эффективности и осуществление корректировки процесса.
- выявление уровня усвоения учебного материла учащимися по итогам учебного занятия, раздела, темы и т.д.
Выделяют следующие виды педагогической рефлексии:
- Социально-перцептивная рефлексия – направлена на переосмысление и переоценку педагогом собственных знаний, представлений и мнение об учащихся (воспитанниках).
- Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании педагогом собственного «Я» и того как его воспринимают другие участники педагогического процесса.
- Личностная рефлексия – осмысления и осознание собственных действий, самопознание себя как педагога.
Педагогическая рефлексия имеет ряд функций, которые состоят в следующем:
- Проектировочная функция – осуществление моделирования и проектирования деятельности субъектов педагогического процесса.
- Организаторская функция – исследование и выявление наиболее эффективных способов взаимодействия участников педагогического процесса в совместной деятельности.
- Коммуникативная функция – реализация условий организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса.
- Смыслотворческая функция – направлена на формирование осмысленности педагогической деятельности и взаимодействия.
- Мотивационная функция – подразумевает определение направленности совместной деятельности педагога и учащихся на получение конечного результата обучения.
- Коррекционная функция – направлена на побуждение к повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся.
Основные формы педагогической рефлексии
Педагогическая рефлексия представлена тремя основными формами, каждая из которых сформировалась в зависимости от функций, которые на нее возложены.
Ситуативная форма педагогической рефлексии – способность педагога анализировать ситуацию, происходящую в конкретный момент и соотносить в соответствии с ней свои действия. То есть данная форма рефлексии предполагаете такое мышление, которое позволяет педагогу быстро ориентироваться в ситуации и координировать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная форма педагогической рефлексии – направлена на осуществление анализа уже пройденных событий, полученного результата. Самоанализ в данном случае направлен на получение профессионального опыта, выявление и последующее устранение ошибок, поиск причин их появления.
Перспективная форма педагогической рефлексии – подразумевает размышления педагога о его предстоящей профессиональной деятельности, мысленное формирование и выработку последовательности необходимых действий. Данная форма рефлексии способствует эффективному планированию будущей педагогической деятельности.
Одним из немаловажных условий организации педагогической рефлексии является наличие у педагога критического мышление. Исходя из представленных выше форм рефлексии, выделяют следующие виды рефлексивного мышления:
Внтурисубъектные формы рефлексивного мышления:
- корректирующая – направлена на подбор способов действий и адаптацию их согласно конкретным условиям;
- избирательная – способствует выбору пути решения проблемы из ряда возможных вариантов;
- дополняющая – представляет ряд дополнительных условий, направленных на усложнение рефлексирующих действий
Межсубъектные формы рефлексивного мышления:
- кооперативная – направлена на объединение ряда субъектов, для осуществление совместной рефлексирующей деятельности;
- противодействующая – представляет собой средство борьбы с педагогическими проблемами;
- состязательная – применяется с целью осуществления партнерского соперничества.
Способность к рефлексивному мышлению – это одно из важнейших качеств педагога, так как, благодаря ему, он способен осуществить анализ собственных действий и чувств.
Некоторые интересные формы педагогической рефлексии различной направленности
Организация разнообразных форм педагогической рефлексии зависит от стоящих перед педагогом целей.
Формы педагогической рефлексии выявления эмоционального состояния и настроения учащихся.
Упражнения «Дерево настроения», «Комплимент», «Острова», «Рефлексивный ринг».
Назначение - Фиксация уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня или в его конце.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.
Форма педагогической рефлексии деятельности учащихся.
Упражнения «Анкета-газета», «Все у меня в руках», «Голодный или сытый?», «Инсерт», «Уборка в доме».
Назначение – получение обратной связи с учащимися по итогам прошедшего урока.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Форма педагогической рефлексии содержания учебного материала.
Упражнения «Рыбий скелет», «Фишбоу», «Шесть шляп мышления», «Таблица ЗХУ», «Синквейн»,
Назначение – структурирование учебного процесса, выявление и устранение возможных проблем.
Рефлексия содержания учебного материала способствует оптимизации его подбора и представления учащимся.