Понятие рефлексии и специфика рефлексивного обучения
Рефлексия – это навыки мыслительной деятельности в области осознания мироустройства и принятия собственной личности путем повторения, переустройства, проведения анализа своих навыков и способностей, стремления к саморазвитию и самоутверждению.
Процесс рефлексии позволяет встать на путь самостоятельного развития и самоорганизации своей деятельности, посредством сплетения процессов в духовной области жизнедеятельности, что положительно сказывается на формировании процессов сознания и мышления.
По своей сути, рефлексия предполагает взгляд со стороны. Это означает, что личность, выполняя разнообразные действия, мысля и взаимодействуя с другими людьми, как бы отстраняется от этих процессов и рассматривает их с позиции стороннего наблюдателя, позволяя оценить и проанализировать эти процессы, сделать выводы, взглянуть по-иному.
Процесс рефлексии начинается тогда, когда обнаруживается неосведомленность, незнание индивида в конкретной области, но при этом, проведя анализ оно осознается и возникает знание о незнании.
Способность к рефлексии неразрывно связана с процессами самопознания. При наличии у индивида навыков самостоятельного обучения, умения познавать себя, свои внутренние процессы и факторы развития, рефлексивное обучение становится более продуктивным.
Рефлексия является специфическим видом аналитической деятельности, посредством протекания которой формируется новое знание, которое ранее отсутствовало, развиваются новые навыки и способности, формируются новые способы организации жизнедеятельности.
Рефлексия бывает следующих типов:
- Социально-перцептивная – познавательная деятельность учащегося, ориентированная на переосмысление, очередную проверку и контроль своих взглядов, убеждений, представлений и мыслей.
- Коммуникативная – познание самого себя со стороны, на основе взглядов и отношения других людей.
- Личностная – процесс осмысления своих личностных качеств, специфики развития, сознания и мышления, навыков самопознания и саморазвития.
Рефлексивное обучение отличается тем, что оно нацелено на развитие субъектного опыта обучающегося. Учащийся является субъектом познания и саморазвития, что обуславливает содержание его деятельности в виде опыта формирования и развития новых знаний и навыков во взаимосвязи с уже существующими.
Этапы организации рефлексивного обучения
Технология рефлексивного обучения проходит в четыре основных этапа:
- Проведение рефлексивного анализа. Здесь происходит определение и раскрытие субъектного опыта учащегося и того направления и уровня развития, к которому он стремится. Иными словами, определяется направление деятельности педагога, которая должна привести к желаемому результату, а именно конкретному уровню развития. Для этого проводится оценка возможностей и способностей учащихся, их навыков в той или иной области деятельности, готовность к определенным направлениям работы. Для получения объективной информации необходимо организовать качественное и эффективное взаимодействие между учащимися и педагогом. Проведение рефлексивного анализа позволяет учесть данные о наличии опыта в разнообразных видах деятельности и сформировать представление о способностях учащегося принять участие в процессах самоуправления, самоконтроля, самоорганизации, саморазвития.
- Этап конструктивной направленности. Он является продолжением проведенного рефлексивного анализа и нацелен на активизацию процессов самодеятельности учащихся. Это позволит направить их на путь проведения рефлексивной модификации, имеющегося субъектного опыта. На этом этапе происходит активизация, как теоретического, так и практического направления деятельности учащегося, что приводит к развитию сотрудничества и партнерских взаимоотношений между педагогом и учащимся. На данном этапе происходит глубокая активизация рефлексии учащихся. Для этого применяется методика проблемного обучения т.е. ставится проблема, разрешение которой открывает осознание уровня своего развития и недостаточности знаний и навыков для ее разрешения и формирует стремление к поиску путей и вариантов решения проблемы собственными силами. Далее педагог направляет свою деятельность на развитие способностей к рефлексии. В этих целях осуществляется демонстрация того, каким образом можно разрешить проблему и, как новые информационные данные важны для активизации познания и личностного развития. Затем педагог занимается развитием у учащихся новых жизненных ориентиров: необходимости и значимости собственного поиска верного решения, истинного знания, непрерывного активного познания, развитие и расширение объема и содержания своего опыта. Педагоги помогаю учащимся развить навыки аналитического мышления, способности к прогнозированию и оценки своих умений. Это приводит к тому, что учащийся осознает значение нового теоретического и практического знания, а в дальнейшем формируется стремление и желание в рефлексивной деятельности.
- Этап стабилизации. На данной стадии происходит направление учащихся на реализацию спроектированной деятельности и оказание определенной помощи и поддержки в этом процессе. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в работе, а педагог только немного помогает с ее организацией, проводит регулирование и контроль. Для этого применяются такие средства педагогического воздействия, как: поощрение самостоятельной работы, поиска решения проблем, создание условий для выбора заданий обучения и определения форм организации работы, развитие стремления к самооценке, помощи другим.
- Этап системной рефлексии. Здесь осуществляется рефлексия собственного опыта в различных направлениях: обучения, построения коммуникативных связей, совместной работы в коллективе и организация взаимодействия с педагогом, а также проходит рефлексия педагогом своей работы, анализ ее эффективности и качества, построения положительной системы взаимодействия с учащимися.