Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании

Личностно-ориентированный подход: сущность и специфика

Определение 1

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это способ организации воспитательного процесса, основанный на приоритетном положении личности, признании ее высшей ценностью и направленности на ее всесторонне развитие.

Данный подход ориентирован на такое построение воспитательного процесса, при котором будут учтены интересы и потребности личности, особенности ее свойств и проявлений. Предполагается, что воспитание направляется на раскрытие потенциала личности ребенка, а не на создание шаблонной личности по специальному алгоритму.

Личностный подход к воспитанию позволяет построить воспитательную деятельность, ориентированную на саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование личности. Иными словами, ребенок обучается не конкретным правилам, навыкам, получает не определенную систему знаний, а учится способам самостоятельного познания, развития, приобретения каких-то навыков, активизации своего природного потенциала.

Личностно-ориентированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Личностно-ориентированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика личностно-ориентированного подхода в воспитании состоит из ряда значимых аспектов:

  1. Данный подход представляет собой ориентацию педагогического процесса, направление функционирования образовательной системы.
  2. По своей сути, личностно-ориентированный подход выступает комплексной структурой, которая включает в себя приемы и методы, инструменты, принципы и категории, отражающие методологию реализации педагогической деятельности.
  3. В основе данного подхода лежит ориентация на индивидуальность воспитанника: педагог стремится раскрыть ее и развить в полной мере, чтобы ребенок мог полноценно и гармонично развиваться.
  4. Личность является изменчивым и развивающимся системным качеством.
  5. Самоактуализация и самореализация личности - основа реализации личностно-ориентированного подхода. Это означает, что воспитание направлено на формирование у воспитанника стремления к становлению самим собой, нахождению своего места в социальной среде, реализацию своих творческих способностей.
  6. Самовыражение личности – основная направленность воспитательной деятельности. Ребенок должен проявить себя и свои особенности, найти варианты применения своих способностей, принесения ими положительного эффекта.
  7. Оказание педагогической поддержки и взаимопомощи закладывается в основу организации воспитательного процесса. Педагог помогает детям в раскрытии их индивидуальности, реализации своих творческих возможностей, решении коммуникативных проблем, профессиональным самоопределением, формированием установок и ценностных ориентиров.
«Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе

В основе личностно-ориентированного подхода в воспитании заложено уважительное отношение к личности воспитанника, признание его индивидуальности, наличия у него особенностей психофизического развития, принятие его со всеми особенностями и личностными ориентациями, системой ценностей и внутренним духовным миром.

По сути, личностно-ориентированное воспитание начинается с диагностирования личностного развития ребенка, выявления его особенностей развития, потребностей и потенциала. Это дает возможность понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и ориентироваться на его специфические параметры развития.

Каждый воспитанник имеет право на индивидуальность, т.е. он может быть самим собой в образовательном процессе, свободно проявлять свои потребности и особенности развития. Педагогу необходимо проявлять уважение к личности учащегося и его индивидуальным проявлениям. При этом, нельзя исключать социальные нормы и правила, требования общества к учащемуся. Воспитание должно быть сбалансированным: свобода личности учащегося должна быть ограничиваться свободой других граждан, давая обширное пространство для всестороннего гармоничного развития личности учащегося.

В процессе воспитания, базирующегося на личностно-ориентированном подходе, используются такие приемы и методы, выдвигаются такие требования к личности учащегося, которые способствуют полноценному всестороннему развитию учащегося. При этом, педагог формирует положительное отношение к нему, независимо от каких-то условий и показателей его развития.

Условиями эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании являются:

  1. Применение различных вариантов воспитательных технологий и способов осуществления воспитательного воздействия, способствующее раскрытию потенциала учащихся, определению их познавательных и иных интересов, уровня развития, стремлений и потребностей;
  2. Мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию;
  3. Привлечение учащихся к планированию воспитательного процесса, выбору видов деятельности, мероприятий, методов их организации. Это дает возможность учащимся почувствовать свою значимость и значимость своей деятельности, нужность и важность в конкретной социальной среде – учебном учреждении;
  4. Педагог должен занять позицию направляющего и стороннего наблюдателя. Необходимо развить у учащихся стремление к собственной активности, раскрытию своего творческого начала и наблюдать, как они реализуют это;
  5. Выбор методов и направлений деятельности, ориентированных на проявление самостоятельности, принятие решений учащимися, активизацию их творческой инициативы;
  6. Развитие мотивации к принятию социально одобряемых ориентиров, принципов поведения;
  7. Создание открытого воспитательного пространства, позволяющего учащемуся самовыразиться и самоутвердиться;
  8. Развитие навыков самоанализа и самокритики;
  9. Формирование у учащихся заинтересованности в оценивании своих поступков и поступков других людей, выявлению их мотивов поведения;
  10. Поощрение учащихся за их успешную самостоятельную работу. Деятельность учащихся, их инициатива должны быть поощрены, чтобы они продолжили свое существование;
  11. Проведение постоянных обсуждений успехов и неудач учащихся с анализом их итогов и разработкой коррекционных мероприятий, выявлением положительных и отрицательных моментов воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание, прежде всего, ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Без мотивации невозможно полноценное раскрытие личности учащегося, развитие у него адекватной самооценки и творческой самостоятельности.

Дата последнего обновления статьи: 07.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot