Личностно-ориентированный подход: сущность и специфика
Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это способ организации воспитательного процесса, основанный на приоритетном положении личности, признании ее высшей ценностью и направленности на ее всесторонне развитие.
Данный подход ориентирован на такое построение воспитательного процесса, при котором будут учтены интересы и потребности личности, особенности ее свойств и проявлений. Предполагается, что воспитание направляется на раскрытие потенциала личности ребенка, а не на создание шаблонной личности по специальному алгоритму.
Личностный подход к воспитанию позволяет построить воспитательную деятельность, ориентированную на саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование личности. Иными словами, ребенок обучается не конкретным правилам, навыкам, получает не определенную систему знаний, а учится способам самостоятельного познания, развития, приобретения каких-то навыков, активизации своего природного потенциала.
Рисунок 1. Личностно-ориентированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика личностно-ориентированного подхода в воспитании состоит из ряда значимых аспектов:
- Данный подход представляет собой ориентацию педагогического процесса, направление функционирования образовательной системы.
- По своей сути, личностно-ориентированный подход выступает комплексной структурой, которая включает в себя приемы и методы, инструменты, принципы и категории, отражающие методологию реализации педагогической деятельности.
- В основе данного подхода лежит ориентация на индивидуальность воспитанника: педагог стремится раскрыть ее и развить в полной мере, чтобы ребенок мог полноценно и гармонично развиваться.
- Личность является изменчивым и развивающимся системным качеством.
- Самоактуализация и самореализация личности - основа реализации личностно-ориентированного подхода. Это означает, что воспитание направлено на формирование у воспитанника стремления к становлению самим собой, нахождению своего места в социальной среде, реализацию своих творческих способностей.
- Самовыражение личности – основная направленность воспитательной деятельности. Ребенок должен проявить себя и свои особенности, найти варианты применения своих способностей, принесения ими положительного эффекта.
- Оказание педагогической поддержки и взаимопомощи закладывается в основу организации воспитательного процесса. Педагог помогает детям в раскрытии их индивидуальности, реализации своих творческих возможностей, решении коммуникативных проблем, профессиональным самоопределением, формированием установок и ценностных ориентиров.
Условия реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе
В основе личностно-ориентированного подхода в воспитании заложено уважительное отношение к личности воспитанника, признание его индивидуальности, наличия у него особенностей психофизического развития, принятие его со всеми особенностями и личностными ориентациями, системой ценностей и внутренним духовным миром.
По сути, личностно-ориентированное воспитание начинается с диагностирования личностного развития ребенка, выявления его особенностей развития, потребностей и потенциала. Это дает возможность понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и ориентироваться на его специфические параметры развития.
Каждый воспитанник имеет право на индивидуальность, т.е. он может быть самим собой в образовательном процессе, свободно проявлять свои потребности и особенности развития. Педагогу необходимо проявлять уважение к личности учащегося и его индивидуальным проявлениям. При этом, нельзя исключать социальные нормы и правила, требования общества к учащемуся. Воспитание должно быть сбалансированным: свобода личности учащегося должна быть ограничиваться свободой других граждан, давая обширное пространство для всестороннего гармоничного развития личности учащегося.
В процессе воспитания, базирующегося на личностно-ориентированном подходе, используются такие приемы и методы, выдвигаются такие требования к личности учащегося, которые способствуют полноценному всестороннему развитию учащегося. При этом, педагог формирует положительное отношение к нему, независимо от каких-то условий и показателей его развития.
Условиями эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании являются:
- Применение различных вариантов воспитательных технологий и способов осуществления воспитательного воздействия, способствующее раскрытию потенциала учащихся, определению их познавательных и иных интересов, уровня развития, стремлений и потребностей;
- Мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Привлечение учащихся к планированию воспитательного процесса, выбору видов деятельности, мероприятий, методов их организации. Это дает возможность учащимся почувствовать свою значимость и значимость своей деятельности, нужность и важность в конкретной социальной среде – учебном учреждении;
- Педагог должен занять позицию направляющего и стороннего наблюдателя. Необходимо развить у учащихся стремление к собственной активности, раскрытию своего творческого начала и наблюдать, как они реализуют это;
- Выбор методов и направлений деятельности, ориентированных на проявление самостоятельности, принятие решений учащимися, активизацию их творческой инициативы;
- Развитие мотивации к принятию социально одобряемых ориентиров, принципов поведения;
- Создание открытого воспитательного пространства, позволяющего учащемуся самовыразиться и самоутвердиться;
- Развитие навыков самоанализа и самокритики;
- Формирование у учащихся заинтересованности в оценивании своих поступков и поступков других людей, выявлению их мотивов поведения;
- Поощрение учащихся за их успешную самостоятельную работу. Деятельность учащихся, их инициатива должны быть поощрены, чтобы они продолжили свое существование;
- Проведение постоянных обсуждений успехов и неудач учащихся с анализом их итогов и разработкой коррекционных мероприятий, выявлением положительных и отрицательных моментов воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание, прежде всего, ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Без мотивации невозможно полноценное раскрытие личности учащегося, развитие у него адекватной самооценки и творческой самостоятельности.