Понятие и сущность «метода проектов»
Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию у детей фактических знаний, а на обучение их применениюна практике с целью приобретения новых.
Использование метода проектов в воспитании не является новым в отечественной педагогике. Его первое использование в воспитательно-образовательном процессе было осуществлено в 1905 году. После первого применения, данный метод показал высокие результаты и тем самым зарекомендовал себя с положительной стороны. С этого времени его использование стало внедряться повсеместно в воспитание и обучение детей. Однако в советское время отношение к методу проектов кардинально изменилось, его признали чуждым советской школе и не использовали практически до 80-х годов.
После того, как метод проектов «вернули» в отечественную практику воспитания и обучения, его основным девизом стало: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
В настоящее время к подготовке подрастающего поколения предъявляются достаточно высокие требования. Современная воспитательно-образовательная система направлена на то, чтобы воспитанники ДОУ и учащиеся общеобразовательных школ не просто усвоили конкретную информацию, но и научились применять ее на практике и в повседневной жизни.
Для того, чтобы процесс воспитания был максимально эффективным, способствующим развитию детей, в педагогическую деятельность воспитателя и учителя вводятся новые методы работы. Одним из таких методов и является «метод проектов».
Метод проектов направлен на формирование у детей инициативности, самостоятельности, активности и навыков рефлексии. Дети учатся исследовать, осуществлять поиск необходимой информации, перерабатывать и усваивать ее.
Результаты проекта принято подразделять на внутренние и внешние.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в собственной практической деятельности.
Внутренним результатом проекта является полученный ребенком опыт определенной деятельности. Именно этот опыт становится достоянием ребенка, на основании него формируются ценности и компетенции, необходимые для успешной жизнедеятельности.
Краткая характеристика метода проектов
Актуальность метода проектов в воспитании очевидна. Это связано с тем, что проектная деятельность способствует развития у детей самостоятельности, мышлению, творческих возможностей, навыков самоорганизации, созидания и сотрудничества. Данные качества личности очень важны для успешной социализации ребенка в современном мире.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс любого образовательного учреждения значительно повышает активность и инициативность детей, уровень их организаторских и коммуникативных способностей, формированию активной гражданской позиции.
С целью воспитания организуются проекты социальной и общественной направленности, совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей,
Основная цель «метода проектов» - воспитание личности, которая будет иметь активную жизненную и гражданскую позицию, знать и соблюдать общепринятые и нравственные нормы поведения.
Задачами методов проектов являются:
- Формирование основ культурного общения и взаимодействия с окружающими.
- Создание необходимых условий для успешного воспитания детей.
- Формирование нравственного самосознания и ответственности.
- Создание оптимальных условий для самореализации и развития личностных качеств.
Основой метода является развитие у детей познавательных навыков, формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, мыслить критически.
Суть проекта заключается в том, что он направлен на постепенное решение поставленных задач, которые в итоге «приведут» к получению конечного ожидаемого результата. Именно в решении этих задач дети самостоятельно приобретают необходимые знания, совершенствуют уже имеющиеся, а также воспитывают у себя ряд личностных качеств.
Метод проектов всегда подразумевает самостоятельную деятельность, которая осуществляется индивидуально ребенком, либо в составе пары или группы, за определенный промежуток времени.
Как показывает практика, наибольшую результативность имеет проект, который реализуется в группе. В основе проекта заложена определенная проблема или ситуация. Решение проблемной ситуации представляется в виде конечного результата, который должен быть осязаем. Например, если это теоретический проект, то результаты представляются в виде презентации, доклада или отчета. Если же в основе проекта заложена практическая задача, то ее итогом будет конечный продукт, готовый к использованию.
Классификация проектов и их преимущества в воспитании
Выделяют следующие виды проектов:
В зависимости от преобладающей деятельности участников проекта:
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- информационный;
- творческий;
- ролевой.
В зависимости от продолжительности:
- мини-проект;
- краткосрочный;
- среднесрочный;
- долгосрочный.
В зависимости от количества участников:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой.
В зависимости от конечного продукта:
- теоретический (доклад, буклет, словарь, журнал и т.д.);
- практический (спектакль, макет и т.д.)
Выбор вида и типа проекта зависит от условий, имеющихся в образовательном учреждении, поставленных воспитательных целей и задач. Чаще всего перед педагогом стоит вопрос о выборе индивидуальной или групповой форме работы.
Преимущества индивидуального проекта:
- Максимально доступна возможность отслеживания исполнения плана проекта.
- У ребенка формируется чувство индивидуальной ответственности за свою работу.
- Приобретение знаний, умений и навыков на всех этапах реализации проекта.
- Процесс формирования личностных качеств становится управляемым со стороны педагога.
Преимущества групповых проектов:
- Формирование таких личностных качеств как сотрудничество, взаимоуважение и взаимопонимание.
- Проект может быть выполнен значительно разностороннее и глубже.
- Каждый этап работы над проектом может иметь своего ситуативного лидера, в зависимости от знаний и сильных сторон участника.
- Соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.