Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация «метода проектов» в воспитании

Понятие и сущность «метода проектов»

Определение 1

Метод проектов – это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию у детей фактических знаний, а на обучение их применениюна практике с целью приобретения новых.

Использование метода проектов в воспитании не является новым в отечественной педагогике. Его первое использование в воспитательно-образовательном процессе было осуществлено в 1905 году. После первого применения, данный метод показал высокие результаты и тем самым зарекомендовал себя с положительной стороны. С этого времени его использование стало внедряться повсеместно в воспитание и обучение детей. Однако в советское время отношение к методу проектов кардинально изменилось, его признали чуждым советской школе и не использовали практически до 80-х годов.

После того, как метод проектов «вернули» в отечественную практику воспитания и обучения, его основным девизом стало: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Замечание 1

В настоящее время к подготовке подрастающего поколения предъявляются достаточно высокие требования. Современная воспитательно-образовательная система направлена на то, чтобы воспитанники ДОУ и учащиеся общеобразовательных школ не просто усвоили конкретную информацию, но и научились применять ее на практике и в повседневной жизни.

Для того, чтобы процесс воспитания был максимально эффективным, способствующим развитию детей, в педагогическую деятельность воспитателя и учителя вводятся новые методы работы. Одним из таких методов и является «метод проектов».

Метод проектов направлен на формирование у детей инициативности, самостоятельности, активности и навыков рефлексии. Дети учатся исследовать, осуществлять поиск необходимой информации, перерабатывать и усваивать ее.

«Реализация «метода проектов» в воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Результаты проекта принято подразделять на внутренние и внешние.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в собственной практической деятельности.

Внутренним результатом проекта является полученный ребенком опыт определенной деятельности. Именно этот опыт становится достоянием ребенка, на основании него формируются ценности и компетенции, необходимые для успешной жизнедеятельности.

Краткая характеристика метода проектов

Актуальность метода проектов в воспитании очевидна. Это связано с тем, что проектная деятельность способствует развития у детей самостоятельности, мышлению, творческих возможностей, навыков самоорганизации, созидания и сотрудничества. Данные качества личности очень важны для успешной социализации ребенка в современном мире.

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс любого образовательного учреждения значительно повышает активность и инициативность детей, уровень их организаторских и коммуникативных способностей, формированию активной гражданской позиции.

С целью воспитания организуются проекты социальной и общественной направленности, совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей,

Замечание 2

Основная цель «метода проектов» - воспитание личности, которая будет иметь активную жизненную и гражданскую позицию, знать и соблюдать общепринятые и нравственные нормы поведения.

Задачами методов проектов являются:

  1. Формирование основ культурного общения и взаимодействия с окружающими.
  2. Создание необходимых условий для успешного воспитания детей.
  3. Формирование нравственного самосознания и ответственности.
  4. Создание оптимальных условий для самореализации и развития личностных качеств.

Основой метода является развитие у детей познавательных навыков, формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, мыслить критически.

Суть проекта заключается в том, что он направлен на постепенное решение поставленных задач, которые в итоге «приведут» к получению конечного ожидаемого результата. Именно в решении этих задач дети самостоятельно приобретают необходимые знания, совершенствуют уже имеющиеся, а также воспитывают у себя ряд личностных качеств.

Метод проектов всегда подразумевает самостоятельную деятельность, которая осуществляется индивидуально ребенком, либо в составе пары или группы, за определенный промежуток времени.

Как показывает практика, наибольшую результативность имеет проект, который реализуется в группе. В основе проекта заложена определенная проблема или ситуация. Решение проблемной ситуации представляется в виде конечного результата, который должен быть осязаем. Например, если это теоретический проект, то результаты представляются в виде презентации, доклада или отчета. Если же в основе проекта заложена практическая задача, то ее итогом будет конечный продукт, готовый к использованию.

Классификация проектов и их преимущества в воспитании

Выделяют следующие виды проектов:

  1. В зависимости от преобладающей деятельности участников проекта:

    • практико-ориентированный;
    • исследовательский;
    • информационный;
    • творческий;
    • ролевой.
  2. В зависимости от продолжительности:

    • мини-проект;
    • краткосрочный;
    • среднесрочный;
    • долгосрочный.
  3. В зависимости от количества участников:

    • индивидуальный;
    • парный;
    • групповой.
  4. В зависимости от конечного продукта:

    • теоретический (доклад, буклет, словарь, журнал и т.д.);
    • практический (спектакль, макет и т.д.)
Замечание 3

Выбор вида и типа проекта зависит от условий, имеющихся в образовательном учреждении, поставленных воспитательных целей и задач. Чаще всего перед педагогом стоит вопрос о выборе индивидуальной или групповой форме работы.

Преимущества индивидуального проекта:

  1. Максимально доступна возможность отслеживания исполнения плана проекта.
  2. У ребенка формируется чувство индивидуальной ответственности за свою работу.
  3. Приобретение знаний, умений и навыков на всех этапах реализации проекта.
  4. Процесс формирования личностных качеств становится управляемым со стороны педагога.

Преимущества групповых проектов:

  1. Формирование таких личностных качеств как сотрудничество, взаимоуважение и взаимопонимание.
  2. Проект может быть выполнен значительно разностороннее и глубже.
  3. Каждый этап работы над проектом может иметь своего ситуативного лидера, в зависимости от знаний и сильных сторон участника.
  4. Соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot