Дифференцированный подход в обучении – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разделении учащихся на группы, согласно их интересам и образовательным потребностям для их продуктивной реализации.
Дифференцированный подход в обучении играет важную роль в общем развитии каждого учащегося. Он реализуется на разных уровнях и этапах обучения, в урочной и внеурочной деятельности.
Основы реализации дифференцированного обучения в начальной школе
Реализация дифференцированного подхода в обучении предполагает использование в образовательном процессе разноуровневых заданий, т.е. заданий разной степени сложности с ориентацией на разный образовательный потенциал учащихся.
В основе осуществления дифференциации учащихся начальной школы лежат следующие параметры:
- Разработка показателей для формирования групп учащихся, т.е. дифференциации классного коллектива для образовательной работы, для разработки для каждой группы заданий определенного уровня сложности.
- Проведение диагностических методик исследования учащихся. Они позволяют определить общий уровень познавательного развития классного коллектива, познавательной заинтересованности отдельных учащихся и провести оценку по выделенным показателям дифференциации.
- Разделение учащихся на группы, согласно итогам диагностической деятельности.
- Разработка актуальных и продуктивных приемов дифференциации. Они выбираются, исходя из параметров развития учащихся, их познавательных возможностей, уровня развития умственных навыков и развитости психических процессов.
- Разработка разноуровневых заданий по группам дифференциации.
- Проведение диагностической контрольной деятельности в отношении итогов реализации дифференцированного подхода, оценки продуктивности дифференцированных заданий, их актуальности и целесообразности применения.
- Изменение состава дифференцированных групп учащихся и уровня сложности заданий.
Следует отметить, что возрастной этап развития ребенка младшего школьного возраста характеризуется активным становлением психической сферы личности, формированием большинства психических процессов. Это требует непрерывного диагностирования уровня развития учащихся и коррекции их дифференциации.
Методика реализации дифференцированного подхода в урочной деятельности
Осуществление дифференцированного подхода в реализации образовательного процесса начальной школы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает дифференциацию обучения на разных этапах учебных занятий.
Методика дифференцированной работы на уроках в начальных классах предполагает соблюдение следующего алгоритма действий:
- Проведение диагностики уровня развития учащихся, выявления их познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Разделение учащихся на группы. Данное разделение предполагает формирование групп учащихся по выбранным показателям. Как правило, формируются такие группы:
- Дети, не справляющиеся с учебными заданиями самостоятельности и, нуждающиеся в постоянной помощи, сопровождении обучения;
- Дети, способные к выполнению заданий самостоятельно;
- Одаренные дети – решающие задачи более быстрыми темпами с сохранением высокого качества работы и, способные оказать помощь и содействие другим учащимся.
Осуществление дифференцированного подхода на разных этапах урока. Это можно реализовать в виде заданий разного уровня сложности на этапе повторения пройденного материала, актуализации знаний учащихся или на этапе закрепления новой темы. Дифференцированные задания даются учащимся, сложившихся групп в таком порядке: первая группа получает задания с наличием инструкции по их выполнению, задания выполняются по образцам т.е. в задании используется материал урока, данные новой темы, правила и др. для повторения учащимися и их закрепления; вторая группа получает задания самостоятельно, без опоры на образцы выполнения, а третьей группе даются задания творческого характера, требующие применения не только новых знаний, но и актуализации уже имеющихся знаний и навыков, разрешения проблемных ситуаций.
- Дифференцированная домашняя работа. Учащимся даются задания дифференцированного характера. Они так же разделяются по группам и имеют разную степень сложности выполнения.
Как правило, дифференциации учащихся осуществляется внутри одного коллектива. Однако, имеет место быть дифференциация младших школьников по всей параллели: учащиеся делятся по уровню восприятия информации, по уровня обучаемости и развитости познавательной заинтересованности. Такое деление реализуется, как правило в познании дисциплин творческого характера: ИЗО, музыка. Однако, практика дифференциации по параллели является очень редкой.
Критерии дифференциации учащихся начальной школы
Дифференциация учащихся начальной школы на группы реализуется по следующим признакам:
- Уровень обучаемости. Он отражает развитие психических процессов, потенциальные возможности учащихся в усвоении познавательной информации.
- Обученность. Она отражает итоги предыдущих этапов образовательной деятельности и применяется в качестве критерия дифференциации на этапе обучения во втором, третьем и четвертом классах, поскольку, демонстрирует уже достигнутый уровень усвоения знаний учащимся.
- Типологические особенности развития учащихся. Они отражают преобладание в организме процессов торможения над процессами возбуждения и наоборот, а также уравновешенное развитие данных процессов.
- Уровень возможностей учащихся. Он может соответствовать содержанию образовательной программы или требовать углубленного изучения конкретной дисциплины.
- Способ восприятия информации. Учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Одни учащиеся лучше воспринимают информацию, представленную в словесной форме, другие – наглядные данные, а третьим требуется текстовая информация – они отлично воспринимают информацию, представленную в учебной литературе, пояснения педагога в виде записей на доске или раздаточных текстовых материалов.