Лепка – это способ отражения предметов окружающей действительности посредством использования специальных материалов, позволяющих формировать объекты путем наращивания и удаления пластической массы.
Лепка является объемным приемом отражения устройства окружающего мира и его объектов. Она относится к разновидностям продуктивной деятельности, которая является одной из ведущих в дошкольном обучении и воспитании. Это обусловлено тем, что лепка способствует воспитанию различных свойств личности, развитию моторики, формированию познавательной заинтересованности, развитию творческой направленности деятельности.
Кроме того, в ходе лепки происходит ознакомление дошкольника с формами объектов, их частями и признаками. Лепка увлекает детей и развивает их мышление.
Организация лепки имеет свои особенности в разные возрастные периоды развития дошкольников. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период мышление и восприятие ребенка, пространственные ориентиры являются более развитыми, а потому лепка усложняется и направляется на раскрытие творческого потенциала ребенка.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом творческого развития личности. Лепка является ведущим методом развития художественного творчества, поскольку она выступает осязаемой деятельностью, т.е. ребенок может пощупать, потрогать то, что им создано. В ходе лепки активизируется чувствительность ребенка, что развивает его восприятие, воображение и пространственное мышление.
Целевое назначение лепки в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте посредством лепки посуды у детей осуществляется формирование навыков передачи формы объектов и их признаков, общего строения объектов и их отдельных частей, выделения важных элементов.
Исходя из данной цели, задачами занятий лепкой старших дошкольников являются:
- Формирование основ эстетического восприятия окружающего мира;
- Развитие наблюдательности;
- Развитие сенсорных эталонов: форма и размер объектов, их схожие и отличительные признаки, пространственное положение;
- Развитие воображения;
- Развитие сообразительности;
- Активизация творческой мысли ребенка.
Таким образом, лепка посуды в старшем дошкольном возрасте способствует творческому развитию ребенка и формированию основ его самостоятельной деятельности.
Содержание занятий по лепке посуды
Занятия, ориентированные на обучение лепке старших дошкольников, характеризуются постоянным усложнением содержания работы и расширением направлений деятельности. Дети осваивают новые способы лепки и повышают качество лепки посуды известными им способами, т. е. тренируют и оттачивают свои навыки.
Лепка начинается с изучения объекта и его свойств т.е. первоначально дети рассматривают предметы посуды, выделяют важные признаки и особенности их строения, мелкие детали. Важно дать понять детям, какие характеристики разных предметов посуды являются значимыми, т.е. требуют сохранения их формы и пропорций, а какие могут быть изменены по собственному желанию.
Используются следующие направления деятельности по лепке посуды старшими дошкольниками:
- Лепка с натуры. Она нацелена на развитие представлений о формах и пропорциях, их расширении и углублении, а также развитие навыков самостоятельной лепки детей. Лепка организуется посредством выставления перед детьми предмета посуды: тарелка, чашка, ложка, вилка и др. Акцентируется внимание на важных признаках предмета и их особенностях. Из имеющегося материала дети формируют форму объектов, учатся их изображать предмет и его пропорции. На протяжении всего занятия по лепке происходит сравнение реального объекта с созданным. Ребенок учиться сравнивать объекты, выявлять сходства и отличия, а соответственно подводить итоги своей работы, оценивать ее успешность. Кроме того, старшие дошкольники наблюдают и за работой своих товарищей и также сравнивают ее с натурой.
- Лепка по представлению. Она ориентирована на формирование активной творческой деятельности ребенка разными вариациями лепки. В основе данного направления деятельности лежит воображение дошкольника. Педагог говорит какой объект требуется слепить, описывает его, рассказывает о его свойствах. Ребенок представляет его и переносит свое видение на объект лепки. Это способствуют активизации восприятия детей и углубляет его.
- Декоративная лепка. Она нацелена на активизацию креативного мышления и углубление навыков лепки. Организация данной лепки основана на представлении детям объекта посуды, который необходимо дополнить декоративными элементами. Ребенок может добавить какой-то рельеф к посуде или вылепить дополнительную деталь (например, ручку к чашке и т.д.). Это формирует навыки формирование объектов по частям, их дополнения через присоединение деталей друг к другу. Кроме того, декоративная лепка позволяет ребенку воплотить свое видение предмета посуды. Если ранее, он лепит по образцу или представлению, когда имелось описание предмета, то сейчас, он может дополнить объект деталями, которые ранее ему не приходилось лепить, но он видел их в своем воображении.
В старшем дошкольном возрасте, детям показывают разные варианты лепки, которые являются достаточно сложными для освоения. Также, расширяется и перечень предметов, которые являются предметами для лепки и перечень материалов, из которых они будут лепиться.
Кроме того, дети осваивают способы обработки изделий и их украшения т.е. они не просто слепили предмет посуды и оставили его таким, а выровняли, добавили деталей, которые делают его более привлекательным: нанесли рельеф, выполнили роспись, добавили деталей. Дети учатся делать объекты более выразительными и притягательными.
Рисунок 1. Пластилиновые чашки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ